18.11.1785 - 01.06.1841 – сэр Дэвид Уилки (Вильки)/ Sir David Wilkie/, шотландский живописец.
С 1805 учился в АХ в Лондоне, где преимущественно и работал.
В 1814—1828 посетил многие европейские страны, в 1840 предпринял путешествие на Ближний Восток.
Крупнейший шотландский жанрист, Уилки. писал также картины на исторические темы и портреты; его произведения (например, «Слепой скрипач», 1806, Национальная галерея, Лондон) отличаются живой характерностью персонажей и ситуаций, естественностью композиции и колорита.
18 ноября 1785 Калтс, Шотландия –
1 июня 1841 г. Мальта, в море близ Гибралтара
Шотландский живописец, известный анекдотическим стилем своих картин.
Унаследовал прямоту и упорство от своего отца, бургомистра его родного округа Калтс. Уилки показал раннюю склонность к мимикрии, которая выражалась в его рисунках.
Они были сделаны под влиянием пасторальной комедии Аллана Рамсея в стихах «Нежный Пастух» (1725), иллюстрированной Давидом Алланом в 1788. Уилки лелеял народный дух этой книги и ее иллюстраций в течение всей жизни.
Автор живых по характеристикам и естественных по композиции картин на бытовые ("Слепой скрипач", 1806, Национальная галерея, Лондон) и исторические темы, а также портретов.
Образование получил в Эдинбурге. С 1805 учился в Лондоне в Королевской Академии художеств. С 1806 стал выставляться, в 1811 был избран королевским академиком.
Его первая важная жанровая картина, «Ярмарка» (1804), была выполнена в голландской манере, в подражание Давиду Тенирсу Младшему и Адриану Ван Остаде.
Это сформировало стиль, который Уилки сохранял в течение следующих 20 лет.
Он рисовал картины скромных сельских интерьеров и жителей с проницательным наблюдением и острым вниманием.
Его картины достигли такого успеха, что, когда он участвовал в Королевской выставке Академии в 1822, они были защищены барьерами от толп поклонников.
Изменение его стиля произошло с 1825 до 1828, когда по причинам здоровья он посетил Италию, Германию, Швейцарию, и Испанию. Особенно впечатленный испанскими живописцами Диего Веласкесом и Бартоломе Эстебаном Мурилльо, он начал использовать широкую манеру письма и более смелое использование цвета.
Эта вторая манера критиковалась многими из его современников.
Уилки сопровождал сэра Томаса Лоуренса, как придворный живописец короля в 1830, а в 1836 был посвящен в рыцари.
В 1840 он посетил Святую Землю, чтобы познакомиться с природой Ближнего Востока, задумав картину на религиозную тему.
Он умер, возвращаясь на родину, прямо на корабле. Его похороны изображены на картине Тернера «Похороны в море» (1841).