войти
опубликовать

Арт Йоханс де
Гелдер

Нидерланды • 1645−1727

Биография и информация

Первоначально учился у С. ван Хогстратена в Дордрехте (где жил почти безвыездно), а в 1661—1667 в Амстердаме у Рембрандта. В отличие от других учеников Рембрандта Гелдер в своих картинах на библейские, мифологические, жанровые сюжеты и в портретах стремился более творчески глубоко следовать особенностям метода великого мастера, обнаруживая подчас прямую зависимость от его работ. Постигая художественный смысл образного строя Рембрандта, Гелдер не стал, однако, его подражателем. В его эмоциональном искусстве, раскрывшем сокровенные человеческие переживания, получили развитие новые самостоятельные тенденции.

Около 1660 Гелдер учился в мастерской Хогстратена в Дордрехте, а в 1661 в Амстердаме - стал одним из последних учеников Рембрандта. Он принадлежал к числу тех художников, которые сумели впитать дух и технику поздних лет Рембрандта и которые в XVIII столетии отстаивали эти принципы на фоне тонкого, приглушенного и аристократического письма, характерного для живописи второй половины золотого века. Позже, вернувшись в Дордрехт, Гелдер знакомится с Хоубракеном, который несомненно обязан ему многими точными сведениями о Рембрандте. Его творчество посвящено в основном религиозным картинам и портретам, во всех своих произведениях он сохраняет одну и ту же богатую технику, напоминающую Рембрандта, - теплый красно-золотистый колорит, свободная фактура, пастозность, освещение. Гелдеру свойственны также радужная гамма розового и бледно-сиреневого цветов, изысканная светотень, легкость и сентиментальнаая нежность, которая предвосхищает XVIII век и, в частности, Фрагонара. Гелдер, в этом смысле, сильно опередят свое время.

В 1671 Гелдер был уже сложившимся мастером, что видно в его картине «Се человек» (Дрезден, Картинная гал.), вдохновленной знаменитой гравюрой Рембрандта (1655). С 1685 Гелдер создает работы, написанные с почти романтическим вдохновением, многие из которых стали его шедеврами: «Автопортрет» (Франкфурт, Штеделевский художественный институт), «Эсфирь и Мардохей» (Будапешт, Музей изобразительных искусств), «Эсфирь» (Мюнхен, Старая пинакотека), волнующий по своей загадочности портрет Эрнста ван Веверена (Амстердам, Гос. музей) в пышных вышитых золотом одеждах, как любил одевать свои модели и сам Рембрандт. Одно из лучших его произведений - серия «Страстей Христовых» в 22 картинах, большая часть которых, если верить Хоубракену, была окончена в 1715 и которые художник хранят у себя до самой смерти (ныне 10 картин - Мюнхен, Старая пинакотека, 2 - Амстердам, Гос. музей). С этого времени Гелдер пишет очень мало картин (импозантный «Портрет семьи доктора Бурхаве», 1722, Амстердам. Гос. музей).

В XVIII- XIX вв. произведения Гелдера часто считались работами Рембрандта, как, например, знаменитая картина «Авраам и три ангела» (Роттердам, музей Бойманса-ван Бенингена, приобретена из частного французского собрания), полемика вокруг которой не утихала вплоть до 1890. Это лучше всего свидетельствует в пользу художника, чьи картины кажутся столь прекрасными, как будто их написал сам Рембрандт.