войти
опубликовать

Алексей
Михайлович Смирнов

Россия • 1937−1987

Биография и информация

Живописец. Член Союза художников СССР. Лит.: Челябинск: энциклопедия / сост.: В. С. Боже, В. А. Черноземцев. - Челябинск, 2001. - С. 785.

(р. 2.12.1937, Ленинград – 18.08.1987, Алупка, Крым), живописец, чл. СХ СССР (1968), засл. художник РСФСР (1987), лауреат пр. “Орлёнок” (1978) и пр. ММК им. В. И. Ленина (1982). В 1943 был эвакуирован в пос. Култук Иркутской обл. В 1946 вернулся в Лениград. Занимался в изостудии Дворца пионеров у А. Л. Левина. В 1959 окончил Ленингр. художеств. уч-ще, в 1965 – Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Занимался в мастерской Б. В. Иогансона у А. Д. Зайцева и В. В. Соколова. Дипломная работа “Конечная. 1941 год” (1965) находится в постоянной экспозиции музея НИИ АХ СССР (Санкт-Петербург). С 1965 жил и работал в Чел. Мастер тематич. картины. Создал цикл произв., посв. Вел. Отеч. войне: “Солдатка” (1967), “Блокада” (1969), “Прощальный вальс” (1975, 1985), “Голуби”, “Прощание славянки” (1979, 1984). В своих произв. художник обращался к событиям, далеким от боевой обстановки: проводам на фронт, эпизодам блокадного быта и др. Темы войны и иск-ва соединились в картине С. “Посвящение Гарсиа Лорке”. Художник работал над триптихом, посв. А. С. Пушкину. В 80-е гг. С. обращался к ист. событиям в Урал. крае: “Сваи социализма” (1981), “1917 год в Челябинске” (1987), “На пути в Шушенское” (1987). Ряд работ связан с поездкой в Монголию в качестве сопровождающего выставки “Советское искусство”, посв. 100-летию со дня рождения Ленина, 1971: “О ковылях и о березах” (1973), “Заправка в Гоби” и графич. серия “Дацан. Монастырь”, “Площадь перед Дацаном”, “Монгол в национальном костюме” и др. В жанре натюрморта С. написаны такие большие картины, как: “Скучный натюрморт” (1967), “Старая медь” (1974), “Предпраздничный натюрморт” (1976), “Браконьерский натюрморт” (1975), “Фиалки” (1980), “Натюрморт с гранатами” (1970), “В старой кладовке”. С. всегда чутко передавал характер пейзажа того или иного края: “Вечер в Балканах” (1980), “Утро на озере Тургояк” (1978), “Заправка в Гоби” (1973), “Весна в соцгороде” (1979), “Гроза в Синегорье” (1983), “Осень в Малышево” (1985), “Ак-Таш”. Ярко проявил себя в жанре портрета. Всем произв. живописца свойственна лирико-поэт. интонация. В 1978–87 преподаватель Чел. художественного училища. В 1980–84 предс. правления ЧОСХ РСФСР. Избирался делегатом 4-го, 6-го съездов СХ СССР, 3-го, 4-го, 5-го, 6-го съездов СХ РСФСР, чл. Ревизионной комиссии при правлении СХ РСФСР. Похоронен в Чел. Работы художника выставлялись на Всесоюз. выставке, посв. 225-летию АХ СССР, 1983; выставке молодых сов. художников ГДР–ЧССР, 1968; выставке “Советское искусство” ГДР–ЧССР–Монголия, 1971; выставке участников междунар. пленера в Болгарии, Габрово, 1980; всесоюз.: “30 лет Великой Победы”, 1975, “На страже Родины”, 1973; на респ. выставках и др. Произв. С. находятся в Музее НИИ АХ СССР, в Санкт-Петербурге, Владимиро-Суздальском музее-заповеднике, художеств. музее г. Габрово в Болгарии, Костромской, Красноярской, Чел., Магнитогорской, Новочеркасской карт. гал. и др. музеях и частных собраниях. Отмечен дипломом Мин-ва культуры РСФСР и СХ РСФСР (1970).

Т. А. Мамыкина

Соч.: Доказывай, что ты художник // Комсомолец (Ч.). 1975. 18 окт.; Первые впечатления // ЧР. 1979. 3 июня.

Лит.: Васильева Е. Три картины художника А. М. Смирнова // Комсомолец (Ч.). 1978. 14 дек.; Фонотов М. Два холста // ЧР. 1979.11 февр.; Байнов Л. П. Художники Челябинска. Ч., 1979; Мамыкина Т. Художник верил в обновление // ЧР. 1990. 11 мая; Шестакова Л. Он не шел на поводу у времени // Лит. Россия. 1991. 1 нояб.