войти
опубликовать

Владимир
Николаевич Левитский

Россия • 1879−1942

...Отмечалось, что Левитский приложил немало усилий для того, чтобы монография "РЕРИХ" вышла в свет именно такой, какой мы ее знаем. Много позже в своих воспоминаниях он записал слова, которые можно отнести и к его работе как художественного редактора: "Для современных графиков много разжевано, а когда мы начинали работу, то часто бродили в мучительных сумерках, например, вдохнешь чистого воздуха - сделаешь отсебятину, а если близко к стилю - то скучнейший ретроспективизм". В области искусства книги Левитский действительно стал первооткрывателем.

Учился он в Рисовальной Школе ИОПХ и в студии княгини М. К. Тенишевой у И. Е. Репина. Вместе с А. А. Рыловым, С. В. Чехониным, А. Э. Линдеман и другими был участником кружка молодежи, собиравшегося на квартире С. А. Кресановой в начале 1990-х годов. Уже в 1903 году начал сотрудничать с издательством Общины Святой Евгении, где помещал на открытках свои композиции. С 1904 года он член "Нового общества художников", на выставках которого экспонировалась его графика. Участвовал и в выставках "Мир искусства". С момента создания журнала "Аполлон", в 1909 году, Левитский - в числе его постоянных сотрудников. Из года в год журнал украшали его фронтиспис, заставки и концовки. К 1996 году он накопил уже большой опыт как график и редактор нескольких книг.

В Музее Русского Искусства при Школе ИОПХ была и его, переданная им в дар, работа "Коперник" (перо, акварель). О событиях того времени, "когда Н. К. Рерих почти заново стал перекраивать Школу", Левитский хорошо знал и от преподавателей, среди которых было много его друзей, и от самого Николая Константиновича, творчество которого он знал и любил. В архиве Рериха сохранилась приветственная телеграмма Левитского, посланная на Мойку, № 83 в день празднования 25-летия творческого пути художника: "Сердечный привет дорогому Николаю Константиновичу и родному искусству. Левитский".

Сейчас, спустя 80 лет, можно видеть, кто был "arbiter elegantiarum" издательства "Свободное искусство". Именно Владимир Николаевич Левитский, всегда старающийся судить беспристрастно, одухотворенный, образованный, изобретательный профессионал своего дела. Приглашенным к сотрудничеству художникам и авторам статей он не просто "обещал последнее слово техники и изящества" - он добивался этого.

Работая над монографией "РЕРИХ", он справился со своей задачей. И если издатель Бернштейн не мог "взять на себя хлопоты на получение разрешения снять картины и приобрести хороших негативов, что является важным условием", то Левитский ими не тяготился.

Как указывалось выше, до последнего момента сдачи книги в печать он старался дополнить ее новыми репродукциями. Некоторые из них он включил в книгу даже после окончательного набора перечня воспроизведений. А когда в 1917 году было решено повторить тираж, он настоял на том, чтобы на кальках, покрывающих репродукции, помимо заставки издательства дополнительно пропечатывали название произведения, год создания и имя его владельца.

Особым достижением Владимира Николаевича стал "Перечень произведений Н. К. Рериха в хронологическом порядке, в связи с обозначением некоторых сведений из жизни художника", помещенный в конце монографии "РЕРИХ"...

...В письме к Рериху, уже после выхода книги, Левитский сообщал о том, как сложно шла ее подготовка. "За все многострадальное время редактирования" [98] приходилось не раз убеждать издателя сделать так, а не иначе. Заканчивать работу Левитскому пришлось уже на военной службе, в Царском Селе.

(Из статьи В.Л.Мельникова "Н.К. Рерих и издательство "Свободное искусство"")

Перейти к биографии