Регистрация
Альфонс Муха
Чехия 1860−1939
Подписаться338             
Подписаться338             
Биография и информация
 

Альфонс Муха (чеш. Alfons Maria Mucha; 24 июля 1860, Иванчице — 14 июля 1939, Прага) чешский художник и дизайнер, один из ярчайших представителей стиля ар-нуво.
Особенности творчества художника Альфонса Мухи: автор грандиозной живописной «Славянской эпопеи» (20 картин размером 6×8 метров), при жизни Муха был популярен как дизайнер — он виртуозно придумывал ювелирные украшения, рекламные плакаты и театральные афиши, в восторге от которых была сама Сара Бернар.
Известные произведения Альфонса Мухи: серия «Времена года», «Зодиак», афиша к спектаклю «Жисмонда».

Альфонса Муху, которого еще при его жизни нарекали гениальным художником, сейчас называли бы скорее гениальным дизайнером. Ведь справедливости ради стоит сказать, что его живописные картины, в том числе и знаменитая серия «Славянская эпопея» и близко не были такими популярными, как тиражируемые образы романтических красавиц с афиш и этикеток. Художник достиг такого уровня мастерства в стиле ар-нуво, что его какое-то время даже называли «стилем Мухи». Даже сейчас именно в стиле Мухи создаются модные принты для одежды и аксессуаров, разнообразная полиграфическая продукция и даже татуировки.

Случайная известность художника Альфонса Мухи

1893 год. Близится Рождество. Блистательная актриса Сара Бернар решает возобновить демонстрацию спектакля «Жисмонда», для чего оказывается необходимым срочно изготовить новые афиши. Единственным доступным художником в предпраздничные дни оказывается некий Альфонс Муха, который соглашается выполнить заказ.

Вскоре после этого художник, как это принято говорить, «проснулся знаменитым». Сара Бернар была в таком восторге от его работы, что заключила с Альфонсом Мухой шестилетний контракт. Однако можно предположить, что актриса сделала это не столько из-за таланта Мухи, сколько из-за собственного тщеславия. 50-летней Бернар льстило то, как ее изображал художник. Именно такой, какой она сама себя представляла — молодой и стройной. Можно сказать, что благодаря Мухе у блистательной актрисы открылось «второе дыхание», сделавшее Бернар еще более популярной. А вместе с ней взошла звезда и никому ранее не известного художника Альфонса Мухи.

Естественно, за годы их сотрудничества ходило немало слухов о том, что художника и актрису связывали не только деловые, но и романтические отношения. В этом сложно было усомниться, учитывая то, что Бернар славилась количеством романов. Однако позже в письмах своей жене Марии Муха будет утверждать, что с актрисой у него сложились исключительно приятельские отношения. Об этом же, к слову, свидетельствует переписка художника и с самой Бернар.

Под счастливой звездой

Годы сотрудничества с Сарой Бернар стали началом самого плодотворного периода в творчестве художника Альфонса Мухи. Кроме афиш к спектаклям актрисы («Дама с камелиями», 1896; «Медея», 1898; «Гамлет», 1899) он создает театральные декорации, эскизы костюмов, украшений. Работает над обложками и иллюстрациями для журнала «Кокорико», над дизайном интерьеров и разнообразных этикеток, рекламными плакатами (один из самых известных был создан им для мыла «Bagnolet»). И при этом, как ни странно, у него еще остается время для того, чтобы создавать удивительные портреты «для души». Так появляются прославившие его на весь мир «женщины Мухи»: страстные, чувственные, нежные, иногда полуобнаженные и всегда окруженные ореолом длинных, причудливо уложенных волос. В этот период Альфонс Муха создает свои знаменитые циклы портретов: «Времена года» (1, 2, 3, 4), «Драгоценные камни» (1, 2, 3), «Звезды» (1, 2, 3) и «Цветы» (1, 2, 3, 4).

Муха быстро стал душой парижского светского общества. Одним из его близких друзей был Поль Гоген, да и со многими другими художниками у Мухи сложились приятельские отношения. Публика восхищалась его работами и заваливала его заказами: всем хотелось иметь что-то «от Мухи». Художник больше не нуждался в деньгах и смог позволить себе купить любую красивую вещь, попадавшуюся ему на глаза (из-за чего квартира художника больше напоминала музей). Казалось бы, оставалось только жить и радоваться…

Но как же Альфонс Муха устал от всего этого! От того, что здесь его называют Мюша. От того, что заказчики всегда хотели получить что-то «точно такое же, как на картинке, но немного другое». От претенциозных и чересчур раскрепощенных парижанок… Художник был отчаянно одинок и тосковал по родине.

Художник Альфонс Муха родился 24 июля 1860 года в маленьком моравском городишке Иванчице. Мелкому судебному чиновнику Ондрею (Анджею) Мухе после смерти матери Альфонса пришлось в одиночку растить пятерых детей от двух браков. Тем не менее, ему удалось разглядеть в сыне художественный талант. Он даже писал в пражскую Академию художеств с просьбой принять Альфонса на обучение. Однако тогда в работах мальчика таланта не увидели. Какое-то время Альфонс работал в местном суде на скучной должности писаря, свободное время посвящая созданию декораций и афиш для любительского театра. Именно это увлечение позволило ему в конце концов получить приглашение на обучение в Вене и найти богатого покровителя, который оплатил обучение Мухи в Мюнхенской академии изящных искусств.

В 1887 году Альфонс Муха переедет в Париж и будет учиться в двух самых известных и престижных художественных школах того времени — Академии Жюлиана и Академии Коларосси. Но на этом сказка закончилась. Из-за финансовых трудностей патрон Мухи граф Куэн-Беласси больше не мог снабжать деньгами своего подопечного, и молодой художник быстро оказался на мели. Очень часто ему приходилось выбирать между покупкой еды и красок. Он хватался за любую работу: рисовал визитные карточки и приглашения, рекламные плакаты и афиши, меню для ресторанов и этикетки. Так продолжалось вплоть до конца 1893 года. Знакомство с Сарой Бернар и внезапная известность позволили художнику вновь уверовать в свою счастливую звезду.

Две любви художника Альфонса Мухи

Несмотря на резко выросшую популярность, Муха, в отличие от многих своих коллег, не пользовался ее легкими плодами. Женщин в его жизни было очень мало, и о своих романах он не распространялся. По сути, до 43 лет художник жил аскетом. В частности, из-за того, что во француженках он не мог найти ничего родственного, созвучного своей славянской душе. Здесь Мухе снова повезло: судьба нашла его сама. Юная Мария Хитилова, приехавшая в Париж из Праги в 1903 году, увидела художника в театре и влюбилась. Она сама устроила их первую встречу и оставалась рядом с Мухой до самой его смерти.

В письмах своей любимой Марушке художник признавался, что до этого любил лишь однажды, в 16 лет. Но тогда жизнь его возлюбленной унесла болезнь. Муха женился на Марии в 1906 году. Свадьбу они сыграли в маленькой чешской деревушке, вместо того, чтобы устроить пышное торжество в Париже.

К тому времени художник Альфонс Муха уже отчетливо понимает, что должен во что бы то ни стало вернуться в Чехию. До этого момента большая часть его работ обожествляла и идеализировала образ западной женщины. Но после знакомства с Марией все эти томные и сексуальные красавицы отходят на второй план. К тому же, с начала ХХ века популярность модерна начинает стремительно падать. Художник снова оказывается в долгах и по совету Сары Бернар решает заработать денег в Штатах написанием картин с изображением жен миллионеров.

Момент прибытия Мухи New York Daily News отметила специальным выпуском на семи страницах. Но в Новом Свете художник был известен только как создатель афиш, а в качестве портретиста успеха не снискал. Однако судьба снова оказалась к нему благосклонной. На одном из приемов Муха познакомился с сыном миллионера Чарльзом Ричардом Крейном, который разделял панславянские идеи художника и вызвался профинансировать самую масштабную его работу — «Славянскую эпопею». Благодаря финансовой поддержке Крейна Муха наконец-то смог вернуться в родную Чехию и приступил к работе над циклом из двадцати громадных полотен, которая заняла около двадцати лет. Половину работ художник посвятил Чехии, а остальные — другим славянским культурам и знаковым событиям в их истории. Альфонс Муха завершил серию картин «Славянская эпопея» в 1928 году и подарил ее Праге. В 1937 году картины были спрятаны от нацистов, и долгое время никто понятия не имел, где они находятся. Полотна обнаружили только спустя 25 лет. С 1963 года они выставляются в замке Моравский Крумлов.

В марте 1939 года нацисты захватили Прагу. Альфонс Муха, который был широко известен своим патриотизмом и даже разрабатывал, как сказали бы сейчас, «фирменный стиль» независимой Чехословакии, был включен в список врагов Третьего Рейха. 78-летнего художника несколько раз арестовывали и таскали на допросы. Все это окончательно подорвало и без того слабое здоровье старика. Во время одного из допросов Муха сильно простудился и заболел пневмонией. И, тем не менее, счастье улыбнулось художнику в последний раз: он умер не в холодной камере, а в собственной постели рядом с любимой Марушкой.

Автор: Евгения Сидельникова

Читать дальше
Работы понравились
alena255
Евгения Юрганова
+94

Лента
Альфонс Муха. Славянский эпос. Отмена крепостного права на Руси
Славянский эпос. Отмена крепостного права на Руси
Альфонс Муха
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Альфонс Муха. Павлин
Павлин
Альфонс Муха
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Вся лента
Работы художника
всего 177 работ
Альфонс Муха. Медея
3
Медея
1898, 206×76 см
Альфонс Муха. Афиша к пьесе "Жисмонда" с Сарой Бернар
7
Афиша к пьесе "Жисмонда" с Сарой Бернар
1894, 216×74.2 см
Альфонс Муха. Апофеоз истории славянства. Из серии "Славянская эпопея"
6
Апофеоз истории славянства. Из серии "Славянская эпопея"
1925, 480×405 см
Альфонс Муха. Лотерея национального единства
3
Лотерея национального единства
1912
Альфонс Муха. Судьба
3
Судьба
1920, 51.5×53.5 см
Альфонс Муха. Гуситский король Иржи Подебрадский. Цикл Славянская эпопея
2
Гуситский король Иржи Подебрадский. Цикл Славянская эпопея
1923, 405×480 см
Альфонс Муха. Обложка журнала Западный конечный обзор, январь 1898 года
2
Обложка журнала Западный конечный обзор, январь 1898 года
1898
Альфонс Муха. Гвоздика. Эскиз
2
Гвоздика. Эскиз
XIX век, 53.5×22 см
Альфонс Муха. Топаз. Серия Драгоценные камни
8
Топаз. Серия Драгоценные камни
1900, 67.2×30 см
Посмотреть все 177 работ художника
HELP