В 1889 году жизнь Альфонса Мухи – воплощенная мечта множества живописцев. Он известен и востребован, от заказов нет отбоя. Он уже несколько лет подряд продуктивно работает с самой Сарой Бернар. Актриса даже на гастроли ездит исключительно с его афишами, прославляя художника по всей Европе и даже за океаном. В этом году Муха создает афишу для спектакля «Медея» по пьесе Катюля Мендеса с Сарой Бернар в главной роли.
Эта работа очень отличается от остальных афиш Мухи, изготовленных во время сотрудничества с великой актрисой (
1,
2,
3,
4). Она не уступает им в величественности, но обладает совершенно особенным настроением и пронизана трагическим кошмаром. Художник изображает Медею в самый драматический момент спектакля, когда в припадке ревности она жестоко закалывает собственных детей после коварного убийства соперницы. Часть лица женщины скрыта темной тканью, а видимая часть охвачена ужасом от содеянного. Застывший безумный взгляд, напряженная поза и судорожно сжатые руки только усиливают этот эффект. Наряд сумрачных оттенков, охватывающий все тело Медеи, похож на волны ночного моря, в котором «тонут» дети, лежащие у ног женщины.
Отдельного внимания заслуживает браслет в форме змеи, обвивающий руку Медеи. После того, как Муха создал эту афишу, Сара Бернар загорелась желанием обзавестись точно таким же украшением. Художник нарисовал отдельный эскиз браслета и кольца, соединенных цепочкой, после чего Бернар, страстная любительница ювелирных изделий, заказала их изготовление знаменитому парижскому ювелиру Жоржу Фуке. Изящное, хоть и немного жутковатое украшение получилось поистине роскошным: золотое тело рептилии украшали бриллианты, рубины, опалы и эмаль. Когда
браслет был готов, Бернар стала каждый раз надевать его, исполняя роль Медеи.
Этот браслет положил начало довольно долгому сотрудничеству Альфонса Мухи и Джорджа Фуке. Ювелир создавал по эскизам художника причудливые
ожерелья, браслеты, броши и украшения для волос. На выставке 1900 года в Париже совместная коллекция ювелирных изделий Фуке и Мухи наделала много шума. Сейчас эти украшения чаще всего можно увидеть в музеях.
Автор: Евгения Сидельникова