войти
опубликовать

Жорж
Матьё

Франция • родился в 1921

Ташизм

В своем современном понимании ташизм (тахизм) возник в 1950-х годах во Франции. Стиль получил название от французского слова tache — пятно. Ташизм стал частью более массового французского послевоенного направления в живописи, известном как информализм (фр. art informel). Мастера стиля отказались от геометрической абстракции в пользу интуитивной, инстинктивной формы самовыражения через произвольные абстрактные мазки в виде пятен или линий.
Внутри ташизма можно различить два основных направления. Первое - абстрактный импрессионизм, образная техника рисования, при которой краски наносятся кистью, цветными штрихами или небольшими мазками. Второе - лирическая абстракция, нефигуративная техника рисования, для которой характерны красочные брызги и капли. 


Ханс Хартунг. "Rayonnement". 1962. Источник.


Впервые термин «ташизм» был использован около 1880 года для определения одного из вариантов пуантилизма.

Значительно позже, в 1951 году слово "ташизм" употребил в своей статье критик Пьер Геген, приведя его в уничижительном смысле. Однако уже через год еще один французский хуожественный критик, Мишель Тапье, использовал термин "ташизм" в своей книге "Un art autre" для обозначения аспекта неформального искусства , который соответствует жестовым техникам, эквивалентным методам Джексона Поллока.
Ташизм стал реакцией на принципы кубизма и геометрической абстракции. Картины, выполненные в этом стиле, характеризуются цветными пятнами, возникающими из брызг, созданных при помощью кисти, или спонтанных струй краски на холсте, размещенном художником вертикально или горизонтально. Мастера также применяют капельные методы с использованием перфорированных емкостей (как Джексон Поллок) или льют краску непосредственно из тюбика (как Жорж Матье). Некоторые используют элементы каллиграфии, некоторые дополняют абстракцию пальцевыми мазками. В любом случае, ташизм противостоит европейской абстрактной живописи 1940-х и 50-х годов, которая, отвергая образное содержание, обычно остается верной классическим ценностям композиции.
Жорж Матьё. Картина 1952 года. © 2018 Artists Rights Society (ARS), New York / ADAGP, Paris


Родоначальником ташизма, как считают, стал французский художник и фотограф Вольс. Его первая выставка нефигуративной живописи прошла в 1947 году, в парижской галерее Рене Друэна и имела большой успех. Вольс много экспериментировал, работал крупными цветными мазками, с каплями и царапинами, позже стал использовать рельефы; некоторые работы он выставлял в подсвеченных коробах. Художника вдохновляли такие мастера, как Пауль Клее и Отто Дикс. Отметим, что у Вольса не было художественного образования, а влияние на его философские взгляды, которые он пытался выразить через живопись, оказали его друзья Жан-Поль Сартр и Симона де Бовуар. По воле судьбы Вольс умер в 1951 году - как раз тогда, когда движение ташистов только набирало силу.
Вольс. "It's All Over The City". 1947


Художники, работающие в стиле ташизм, руководствуются интуицией и спонтанностью, в их произведениях полностью отсутствует материальная визуальная составляющая.
Они выплескивают на полотна впечатления, эмоцию, свою бессознательную активность, преломляя их через цветовые пятна, наносимые под влиянием сиюминутного порыва.

Написание такой картины - своеобразная психическая импровизация.

Художники, работавшие в стиле ташизм


Наиболее яркие представители стиля: Жорж Матье, Ханс Хартунг, Жорж Шнайдер, Вольс (Альфред Шульце), Пьер Сулаж, Жан Базен, Эмилио Ведова, Асгер Йорн. Отметим, что техники, сходные с ташизмом - "автоматическое письмо" - в 1940-е год использовали в своих экспериментах и сюрреалисты - в частности, Макс Эрнст и Андре Массон. В манере, близкой к ташизму, работали представители группы «КоБрА (CoBrA - аббревиатура из названий городов Копенгаген, Брюссель и Амстердам), а также японская группа «Гутаи» (Gutai).

Главная иллюстрация: Жорж Матьё. "BOR". 1967. Частная коллекция. Фото: sothebys.com