Регистрация
Оскар Кокошка
Оскар
 Кокошка
Австрия 1886−1980
Подписаться159                
Подписаться159                
Биография и информация
 
Оскар Кокошка (нем. Oskar Kokoschka, 1 марта 1886, Пёхларн, Австро-Венгрия — 22 февраля 1980, Вильнёв, Швейцария) — австрийский художник-экспрессионист, который помимо живописных работ писал пьесы для театра, занимался сценографией, преподавал в Дрезденской и Зальцбургской художественных академиях.

Особенности творчества художника Оскара Кокошки: предчувствие грядущей и неотвратимой гибели этого мира проникает в начале ХХ века в живопись, литературу, музыку. Но Оскара Кокошку это предчувствие обеспечивает особым взглядом: спокойным и созерцательным, когда спастись от катастрофы невозможно, но можно найти временное прибежище. В разное время жизни Кокошки это любовь, дом, фантазии. Виды Праги, Дрездена, Марселя, Венеции, Стокгольма, написанные с высоты птичьего полета, сохраняют общие топографические особенности мест, но благодаря насыщенной живописи создают не вид города, а его дух.

Известные картины Оскара Кокошки: «Невеста ветра», «Странствующий рыцарь», «Любовники», «Красное яйцо», «Вид Праги».

Оскар Кокошка прожил без малого 94 года, а ему всегда вспоминают несколько бурных лет жизни — 1912−1913, и одну безумную любовную историю — роман с Альмой Малер, вдовой композитора Густава Малера. Как будто не было ничего до и ничего после. Историю любви Оскара и Альмы обожают живописать глянцевые журналы: женские — ее глазами, мужские — с его точки зрения. В мужских пишут: у Кокошки была точная копия Альмы, секс-кукла, которой он в итоге отрубил голову. В женских рассказывают: Альма вдыхала творческую энергию в Оскара — когда они не занимались любовью, он рисовал ее. Глянцевым журналам совсем не интересно, что последние 30 лет жизни Кокошка провел в полном уединении в домике в Швейцарии с женой Ольдой Палковской.

Влияние Альмы Малер на жизнь, творчество и психическое здоровье (а точнее нездоровье) Оскара Кокошки переоценить трудно, но все же вокруг него и внутри него в эти безумные годы бушевали такие страсти, что художник вполне добился бы состояния психического расстройства и без помощи Альмы.

Мечтающий мальчик


Кокошка должен был стать химиком — он даже вполне уверенно начал обучение в химическом училище в Вене. Редкие родители во все времена, если они сами не художники, хотят видеть своих сыновей художниками. Отец Оскара был ювелиром, пусть разорившимся и не очень удачливым, но вполне рассудительным. Он решил: химия — наука прогрессивная, а значит перспективная и прибыльная.

Рисование возникло из ниоткуда, но становилось все более страстным. Один из преподавателей посоветовал Кокошке отправить рисунки в венскую Художественно-промышленную школу. Оскар, как гром среди неба, получает первое место, стипендию от художественной школы и в 1905 году втайне от родителей переходит учиться туда. Вполне в духе самого художника и в духе времени — усмотреть в этом мистику и исполнение предназначения. Но незаурядные способности Оскара тоже нужно признать.

Учителя быстро разглядели в нем отличного рисовальщика — еще будучи студентом Оскар начинает преподавать рисунок посетителям вечернего отделения Художественно-промышленной школы. А к концу обучения он уже оказывается автором множества иллюстраций («Сны», «Мечтающие мальчики«), открыток, автором нескольких пьес и участником большой выставки, которую организовал Густав Климт для молодых художников-авангардистов.

Штурм

Оскара Кокошку не принимали, исключали и клеймили несколько лет кряду. Удивительным образом это работало на него. Юного художника исключают из Школы за скандальные эротические картины, представленные на выставке Климта. После премьеры его пьесы «Убийца — надежда женщин», жесткой и непристойной, разражается новый скандал — и Кокошку изгоняют из Художественных мастерских, где он мог зарабатывать себе на жизнь на протяжении нескольких лет. Но он не расстраивается, он идет пить пиво. В каком-то кабаке на спор выпивает больше всех и среди своих болельщиков находит нового друга и покровителя — уже известного тогда архитектора Адольфа Лооса, который вовсю застраивает Вену модернистскими зданиями. Своим небедным заказчикам Лоос рекомендует Кокошку как гениального портретиста.

Стоило Кокошке приехать в Берлин — его приглашают рисовать обложки для журнала «Штурм» (нем. Der Sturm). Стоило вернуться назад в Вену — его принимают преподавателем в ту самую школу, из которой несколько лет назад выгнали за непристойности. Должно быть, в Оскаре Кокошке была необъяснимая внутренняя сила и художественная интуиция. Сам он всерьез считал, что видит людей насквозь и может читать самые сокровенные мысли. Когда современники видели портреты, написанные Кокошкой, признавали — ему удавалось уловить не столько внешнее сходство, сколько внутреннюю сущность человека.

Невеста ветра


Кокошка написал Альме Малер больше 400 писем, он рисовал ее постоянно, приближая момент, когда создаст настоящий шедевр — тогда она обещала выйти за него. Эта любовь была отчаянной и страстной, слишком безумной для Альмы. Оскар изводил ее истериками и подозрениями, задыхался, когда ее не было рядом. Для него не было в этой истории неприличного и неприемлемого, всего всегда было мало.

Когда роман был окончен, шедевр написан и Альма переключила свое мастерство музы на другого гения, Оскар Кокошка ушел на войну. Должно же быть в этом мире что-то сильнее любви к Альме — например, Первая мировая война. В одном из сражений художника ранили выстрелом в голову, а потом на поле боя попытались добить штыком, проткнули легкое. Он попал в плен, потерял память, скитался по госпиталям, выжил чудом, но тоска по Альме выжила вместе с ним. Он вернется в Вену и закажет тряпичную куклу, похожую на свою бывшую, будет наряжать ее в кружева и шелка и водить с собой в оперу.

Странствующий рыцарь


После нескольких лет выздоровления, душевного и физического, на Кокошку обваливается новая порция удач. Редкому даже исключительно гениальному художнику так везло с оплачиваемой работой и выгодными контрактами — таким образом, наверное, мирозданье расплачивалось с ним за личные трагедии. В 1919 году он становится профессором Дрезденской академии и хозяином дома с огромной мастерской, в 1922 году съездит поучаствовать в Венецианской биеннале, но в один прекрасный день ему все это надоест, он предупредит швейцара, что бросает работу, и уедет путешествовать. На ближайшие 10 лет.

Дегенеративный художник


Ни Первая мировая, ни Вторая не принесли Кокошке ничего хорошего. Главным критиком Венецианской биннале теперь стал Муссолини, а куратором немецких музеев — Гитлер. Произведения Кокошки стали частью уничтожающей выставки «Дегенеративного искусства». В Германии ему больше делать нечего. Его ждет Прага и новая, совсем другая, неожиданная, нежная любовь. С Ольдой Палковской он проживет больше 40 лет, она будет следовать за любимым, а позже мужем, из Праги в Лондон, из Лондона — в Швейцарию. Когда в Англии будет совсем сложно и бедно, Ольда станет торговать печеньем, а Оскар — небольшими акварелями с местными пейзажами. Еще немного акварелей — и Кокошка дождется настоящей известности и безусловного признания: выставки в Вене и Берне в 40-х годах, Венецианская биеннале, посвященная его творчеству, — в 1952. Но он мечтает сбежать из города и рисовать кузнечиков. Виноватое мирозданье позволит Оскару Кокошке прожить в мире и покое последние 30 лет жизни. Среди кузнечиков, на берегу Женевского озера.

Автор: Анна Сидельникова
Читать дальше
Работы понравились
+91

Лента
3 августа 1914 года Германия объявила войну Франции. Начиная с этого дня в ближайшие 4 года парижская газета «Фигаро» будет вести страшный счет дням. 11 ноября 1918 года выйдет утренний номер газеты с сообщением: «1561-й день войны». Газетчики еще не знали, что он станет последним, а парижане не спешили радоваться признакам окончания войны и преждевременным слухам. Война унесла жизни полутора…


Ольга Ромейко
, 29 июля 10:41 0
Уважаемая Анна, благодарю за замечательную статью, за такую объёмную систематизацию большого материала, важных событий во всемирной истории и истории искусства. Хочу обратить Ваше внимание, что Кандинский никогда не был ни укаинцем, ни поляком, а тем более - русским. Конечно, приятно сделать гения своим соотечественником. И с этой позиции хочу сказать , что в Беларуси до сих пор живут его кровные родственники. Ещё раз - благодарю Вас за огромный результативный труд.
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
3 августа 1914 года Германия объявила войну Франции. Начиная с этого дня в ближайшие 4 года парижская газета «Фигаро» будет вести страшный счет дням. 11 ноября 1918 года выйдет утренний номер газеты с сообщением: «1561-й день войны». Газетчики еще не знали, что он станет последним, а парижане не спешили радоваться признакам окончания войны и преждевременным слухам. Война унесла жизни полутора…


Ольга Ромейко
, 29 июля 10:41 0
Уважаемая Анна, благодарю за замечательную статью, за такую объёмную систематизацию большого материала, важных событий во всемирной истории и истории искусства. Хочу обратить Ваше внимание, что Кандинский никогда не был ни укаинцем, ни поляком, а тем более - русским. Конечно, приятно сделать гения своим соотечественником. И с этой позиции хочу сказать , что в Беларуси до сих пор живут его кровные родственники. Ещё раз - благодарю Вас за огромный результативный труд.
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Вся лента
Работы художника
всего 253 работы
Оскар Кокошка. Странствующий рыцарь (Автопортрет)
6
Странствующий рыцарь (Автопортрет)
1915, 180×89.5 см
Оскар Кокошка. Невеста ветра
32
Невеста ветра
1914, 220×181 см
Оскар Кокошка. Ханс Титце и Эрика Титце-Конрат
2
Ханс Титце и Эрика Титце-Конрат
1909, 136×77 см
Оскар Кокошка. Мехтильда Лихновски
1
Мехтильда Лихновски
1916
Оскар Кокошка. Вид Константинополя
4
Вид Константинополя
1929
Оскар Кокошка. Язычники
0
Язычники
1915
Оскар Кокошка. Бодегон с кроликом
1
Бодегон с кроликом
1914, 161×118 см
Оскар Кокошка. Букет цветов
0
Букет цветов
1970, 65×47 см
Оскар Кокошка. Лондон, мост Ватерлоо
3
Лондон, мост Ватерлоо
1926, 89×129 см
Посмотреть 253 работы художника
HELP