войти
опубликовать

Джорджо
Моранди

Италия • 1890−1964

Биография и информация

Джорджо Моранди (итал. Giorgio Morandi, 20 июля 1890, Болонья – 18 июня 1964, Болонья) – итальянский художник, живописец и график, предвестник минимализма, прошедший в художественном поиске этапы футуризма, кубизма, абстракционизма, мистической живописи.

Особенности творчества Джорджо Моранди: художник, всю жизнь писавший натюрморты и пейзажи, собиравший в мастерской предметы разной формы и изображавший их десятки раз в различных комбинациях. Все предметы Моранди освобождал от наклеек, рисунков и этикеток, оставляя чистую форму. Композиционные решения, колористическая гамма, монументальность и осязаемость предметов на его картинах – это и влияние Сезанна, и мощная связь с художниками-итальянцами эпохи Возрождения, Джотто, Мазаччо, Паоло Уччелло, Пьеро делла Франческа, и с Караваджо.

Известные картины Джорджо Моранди: «Метафизический натюрморт» (1918), «Натюрморт» (1918).

Джорджо Моранди – художник, проживший всю жизнь затворником, в одном городе, в одном доме вместе с сестрами. Его называли «монахом», он спал и писал бесконечные натюрморты в одной комнате. Здесь же хранились чашки, бутылки, кувшины, вазы, выкрашенные бруски, манекены, которые он все эти годы изображал в разных комбинациях, часами расставляя в нужные архитектурные ансамбли. «У меня есть тайная страсть – живопись. И мне с этим нормально живется», - говорил Моранди. Все это называют сейчас «мифом Моранди». Стерильная история, избавленная от неудобных и непривлекательных моментов. На первый взгляд, все события не такой уж насыщенной биографии художника, связаны именно с живописью. Но он же был итальянцем, пережившим две мировые войны и фашистский режим. Только уже в 21 веке появляются исследования, безжалостно перерисовывающие образ деревенского затворника.

До первой войны


Джорджо Моранди был старшим ребенком в семье. Когда в 1909 году умирает отец семейства, 19-летний Джорджо, студент Академии изящных искусств Болоньи, берет на себя заботу о матери и трех сестрах (младшей всего три года). Художественная жизнь Болоньи – консервативное болото, мирно плещущееся в традициях 600-летней выдержки и не принимающее никаких свежих течений. Поэтому собственные изобразительные исследования студента Моранди приводят преподавателей Академии в ужас. Даже копирование Рембрандта здесь – ересь. А статьи об импрессионизме и кубизме в журнале La Voce, с черно-белыми репродукциями (которых юному Моранди, впрочем, вполне достаточно) – непростительное падение.

После обучения Джорджо ждут Рим, Венеция, международные выставки с залами Ренуара и Коро и собственные – в компании римских футуристов. На жизнь он пока зарабатывает преподаванием: учителем рисования в начальной школе Моранди проработает еще 15 лет.

В армии 25-летний Джорджо Моранди проведет всего несколько месяцев – его комиссуют с нервным срывом.

Между первой и второй войной


Американская художница Жанет Абрамович, бывшая ученица Моранди, в 2005 году написала первое биографическое исследование об учителе, разыскала письма, документы, опросила болонских знакомых живописца. Художник, после смерти которого 50 лет исследователи только собирали каталоги его работ и целомудренно обходились искусствоведческими исследованиями, наконец получает полноценную биографию. И «миф Моранди» начинает рассыпаться.

С приходом к власти в Италии фашистской партии авангардный художник Джорджо Моранди вдруг начинает получать заказы и должности, участвовать в биеннале и квадриеннале. С 1930 профессор Моранди возглавляет кафедру офорта в Академии изящных искусств Болоньи. Друзья, художники и журнальные критики, знакомят его с самыми состоятельными и влиятельными коллекционерами страны – и его архитектурные, лаконичные натюрморты входят в моду.

Интеллектуальная фашистская элита первой взялась за создание удобного, собственного мифа Моранди. Для его неформатной и политически нейтральной живописи придумали название «чистая», отметая все французские постимпрессионистские, футуристические, кубистические, любые авангардные влияния и совпадения. В иконографию жестко отцензурированных, конъюнктурных образов и сюжетов Моранди тем не менее не вписывался: художники, принявшие режим, писали военные полотна, прославляли материнство, обязательно строили картину вокруг воодушевленной человеческой фигуры. А он, упрямый одиночка, строит города из бутылок и ваз.

Так не могло продолжаться долго. С приближением войны ужесточается политическая цензура, сужается круг допустимых художественных вольностей. И сразу после грандиозного успеха, победы в квадриеннале, премии в 50 тысяч Моранди переводят в новый статус: бывшие друзья-критики предают и пишут разгромные рецензии, выставочные залы для него закрываются.

С началом войны Джорджо Моранди уезжает в деревню Гриззанна, в загородный родительский дом, где теперь живут его сестры.

После второй войны


Технику офорта Моранди изучил самостоятельно еще будучи студентом Академии. До 1956 года он остается преподавателем Академии, в его класс стремятся ученики из разных стран, его признают лучшим гравером Италии. После победы в Венецианской биеннале в 1948 году художник категорически отказывается показывать работы на родине, до сих пор не покидавший пределов страны, наконец побывает в Париже. А вернувшись домой, сотрет пыль со своих ваз, чашек и бутылок – и будет расставлять их на столе, изобретая новые композиционные сочетания и называя каждую новую картину так же, как и сотни предыдущих: «Натюрморт». В первые послевоенные годы новые политизированные критики, как и свергнутые политизированные, будут упрекать художника в элитарной отстраненности и нежелании участвовать в жизни народа. Со временем его биографию вычистят от фашистских связей и сотрут цитаты из про-фашистских арт-журналов. Начнет складываться «миф Моранди», в котором действительно правдивым при любых политических режимах остается одно: художник был уверен, что живопись не должна иметь никакого отношения к политике. Ни разу не изменив своим художественным принципам, Моранди оставил потомкам свободу жонглировать фактами его биографии как вздумается, но никакой возможности воспользоваться его картинами в своих интересах.

Моранди умрет от рака легких, когда ему будет 74 года. В том же городе и в том же доме, где он родился.

Автор: Анна Сидельникова