Регистрация
Александр Иванович Морозов
Александр
 Иванович Морозов
Россия 1835−1904
Подписаться0                
Подписаться0                
Биография и информация
 

Учился в Императорской академии художеств с 1851 года. В 1861 году получил малую золотую медаль за картину «Отдых на сенокосе».

Окончил академический курс в 1863 с званием классного художника и через год за «Выход из церкви, в провинции» признан академиком. На академических выставках в Санкт-Петербурге обращали на себя внимание публики некоторые из многочисленных портретов его работы, выполненных масляными красками (например, портреты молодого графа Апраксина и госпожи Корнилович) и акварелью. Из-под его кисти вышло также немало церковных образов. Одно время он давал уроки рисования в школе Общества поощрения художеств

А. И. Морозов оставил не много картин, поскольку всю жизнь вынужден был зарабатывать нетворческой работой: тридцать лет преподавал рисунок в Училище правоведения в Петербурге, давал частные уроки, делал заказные портреты (иногда с фотографий), писал иконы. Однако практически все его картины отличаются высоким живописным уровнем и ныне экспонируются в крупнейших отечественных музеях.

В молодости Морозов старался идти в ногу со временем: был участником «бунта четырнадцати», возглавленного И. Н. Крамским, и покинул АХ в 1863 г.; стал одним из членов-учредителей петербургской Артели художников (1863−70). Первые работы Морозова критика и публика приняли очень доброжелательно. Картину «Выход из церкви в Пскове» (1864) В. В. Стасов оценил как одну из первых массовых сцен, где главные герои — все изображенные, критик находил в ней «правду жизни» (прежде всего противопоставление богатства и нищеты). Молодые И. Е. Репин и В. Д. Поленов восхищались тщательностью работы с натуры и мастерством передачи яркого солнечного света. Картину купил П. М. Третьяков, так же как и следующую отмеченную критиками работу — «Сельская бесплатная школа» (1865). В ней Морозов изобразил свою жену и ее подруг, занимающихся с крестьянскими ребятишками в деревенской избе.

Однако после 1860-х гг. Морозова забывают, он надолго уходит в тень. С ТПХВ отношения у него так и не сложились — вероятно, потому, что его дар не соответствовал социально-обличительному направлению искусства передвижников. Его более привлекала природа, причем в ее гармоническом, то есть спокойном, идеальном, «вечном» состоянии. Человека он мыслил в полном единении с природой. И по мироощущению, и по художественному методу Морозов был единственным во второй половине XIX в. продолжателем венециановской традиции, оттого критики рубежа веков А. Н. Бенуа, И. Э. Грабарь — и назвали его «запоздалым венециановцем». Таковы его картины «Отдых на сенокосе» (два варианта — ок. 1860 и 1861), «Летний день. Гатчине» (1878), «Поле зеленой ржи» (1880-е), «Хозяйкины заботы» (1898). В начале XX в. к этой традиции обратились, каждый по-своему, К. С. Петров-Водкин и 3. Е. Серебрякова, Б. М. Кустодиев и К. А. Сомов.

Читать дальше
Работы понравились

Работы художника
всего 3 работы
Александр Иванович Морозов. Отдых на сенокосе
0
Отдых на сенокосе
1860, 63×46 см
Александр Иванович Морозов. Летний день
0
Летний день
1878, 43×32 см
Александр Иванович Морозов. Выход из церкви в Пскове
1
Выход из церкви в Пскове
Посмотреть все 3 работы художника
HELP