войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Борис
Николаевич Рахманинов

Россия • родился в 1921

Биография и информация

Родился Борис Николаевич в 1921 г. Война застала его студентом Архитектурного института. Студент Рахманинов входил в архитектурный батальон, который занимался маскировкой Москвы - создавал иллюзорные деревни над Большим Театром и другими достопримечательностями столицы (можно сказать, создавал маскировочную упаковку для Москвы).

После окончания института Борис Николаевич работал в отделе реставрации памятников Академии архитектуры, где была создана специальная лаборатория по обмерам памятников архитектуры. Склонность к поиску новых решений привела Бориса Николаевича к освоению и внедрению в нашей стране нового метода обмеров, что позволяло произвести обмеры, например, всего Соловецкого монастыря за 40 дней, что и было сделано Рахманиновым практически в одиночку. Результатом этой деятельности явилась книга под научной редакцией Б. Н. Рахманинова "Стереоскопия в архитектуре и строительстве", вышедшая в 1952 г.

Серьезная болезнь помешала дальнейшей активной работе. Не возможны стали длительные командировки, связанные с обмерами. И с 1963 г. Борис Николаевич Рахманинов переходит на педагогическую работу в Строгановское училище, где начинает преподавать начертательную геометрию. Но не этот предмет стал смыслом его жизни.

С детства он любил рисовать, учился живописи, интересовался и хорошо знал историю искусства. Знаменательно, что и это пристрастие нашло выход - он стал одним из создателей и общественных хранителей "изотеки" в библиотеке им. Н. А. Некрасова. Особенно в это время он увлекался прикладной графикой.

Коллекционеры со своей страстью к красоте и умением увидеть ее в вещах обыденных часто опережали свое время в выборе приоритетов. Так случилось с интересом и любовью Бориса Николаевича Рахманинова к русской прикладной графике, в частности к этикетке и упаковке. На сегодняшний день его подборка образцов с большим количеством авторских экземпляров наиболее интересна в России. Собственно говоря, Борис Николаевич не коллекционер в привычном понимании этого слова. Он не стремится собрать все у себя дома и любоваться сокровищами в одиночку, как "скупой рыцарь". Его собрание - это методический фонд преподавателя истории прикладной графики на кафедре "Графического дизайна и упаковки", открытой в Строгановке при непосредственном участии Бориса Николаевича еще в 1964 г. (к сожалению, впоследствии из названия той кафедры сначала исчезло слово "упаковка", а затем "графический" дизайн был заменен "коммуникативным"...). Таким образом, несмотря на извилистый путь, судьба привела Рахманинова (или это он ее привел) к логическому завершению. Сегодня Борис Николаевич, пожалуй, самый знающий специалист своего любимого предмета. Его статьи по отдельным аспектам истории упаковки и этикетки выходили в журнале "Тара и упаковка" и других специальных изданиях, переводились на иностранные языки. А его последний труд - альбом "Два века русской этикетки", написанный в соавторстве с И. Н. Смиренным, был приурочен к выставке с аналогичным названием, прошедшей в 1998 г. в Политехническом музее. И выставка, и альбом стали событием для всех ценителей и любителей русской этикетки, русской прикладной графики, русской культуры.

(Из статьи "Два века и одна жизнь" , Издание "Тара и упаковка" №3, 2001 г.)