войти
опубликовать

Луи
Токке

Франция • 1696−1772

Учился у Бертена и Наттье. До отъезда в Россию успел стать довольно известным в Париже портретистом (портреты Ж. Л. Лемуана, 1734; дофина, 1739; Марии Лещинской, 1740, все — Париж, Лувр). После смерти Луи Каравака Токке был приглашен в Санкт-Петербург Елизаветой Петровной, где в 1756—1758 написал несколько портретов императрицы, а также много портретов русской знати. После России Токке некоторое время работал в Копенгагене, а по возвращении в Париж в 1759 вскоре оставил живопись. Его парадные репрезентативные композиции в целом напоминают портреты Риго, но все же представляют собой более чувствительный и сдержанный вариант этого официального жанра.

Французский живописец, портретист, ученик и зять художника Натье, блестящий представитель рококо. Придворный живописец.

Учился сначала у Н. Бертена, а потом у Ж.-М. Натье. Еще в молодости стал выставлять свои работы в парижском салоне, каждый раз с большим успехом, и удостоился написать портреты королевы, дофина и его супруги, благодаря чему получил известность не только во Франции, но и за ее пределами.

В 1731 г. был уже сопричисленным к Парижской академии, а в 1734 г. — ее действительным членом. Токке больше работал с натуры, чем Натье, а его любовь к деталям помогала ему передавать индивидуальность модели. Его портреты естественнее и проще. Токке чтил иерархию жанров и, тяготея к интимности портретной характеристики, пользовался и традиционными формами парадной композиции Риго. В речи на академической конференции в 1750 он рекомендовал портретистам улавливать благоприятные состояния, придающие лицу миловидность.

Луи Токке вошел в историю искусства как блестящий мастер парадного портрета. В его произведениях с тонко очерченной композицией характеристика модели порой скрывается за декоративным украшательством, пристальным вниманием художника к костюму, его деталям. При этом портреты Токке всегда отличает ясный рисунок, и художник всегда безошибочно эффектно представляет свою модель. Несмотря на французское происхождение, усвоенную в Париже у Бертена и Натье школу, искусство Токке носит общеевропейский характер. Портрет Марии Лещинской, королевы Франции, был исполнен художником в ранний период его творчества, когда он, работая при Дворе Людовика XV, обрел известность и славу.

Токе в основном работал в Париже, но в 1756—1758 был приглашен в Россию канцлером Воронцовым для написания портрета императрицы Елизаветы Петровны.

В 1756 г. явился в СПб. и провел в нем восемнадцать месяцев, в течение которых исполнил несколько портретов императрицы Елизаветы Петровны. Из них два, во весь рост, — в Романовской галерее Зимнего дворца и в Большом Царскосельском дворце, один, коленный, — в Александровском Царскосельском дворце и другой коленный — в Версальском дворце близ Парижа.

В России он с триумфом исполнял также портреты знатных лиц - гр. К. Г. Разумовского, гр. И. Г. Чернышева и некоторых других.

Во время работы при русском дворе пользовался там огромным успехом. Присущие Токке живописное мастерство, тонкая холодная серебристая цветовая гамма оказали заметное влияние на формирование таких русских мастеров, как Рокотов и Левицкий.

На обратном пути из России в Париж, куда он возвратился в 1760 г., остановился в Копенгагене и написал там портреты датского короля, королевы и некоторых принцев их дома. В 1769 г. вторично посетил Копенгаген, причем был избран в члены тамошней академии. В Париж он вернулся в 1759, но вскоре оставил занятия живописью. Другие известные произведения: "Мадам д''Анже, супруга генерала Франсуа Бальтазара д''Анже Дюфэ". 1753. Лувр, Париж; "Портрет мадам Дуайген". Музей Карнавале, Париж; "Портрет графини Е.А. Головкиной". 1757. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Перейти к биографии