войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Николай
Михайлович Суетин

Россия • 1897−1954
Николай Михайлович Суетин (6 ноября 1897 года, поселок станции Мятлевская, Калужская губерния —22 января 1954, Ленинград) — русский и советский художник, живописец, график. Вместе с Ильей Чашником был ближайшим учеником, другом и последователем Казимира Малевича. Представитель авангарда, супрематист, главный художник Государственного фарфорового завода (1932-1952).

Особенности творчества Николая Суетина: Один из двух ближайших учеников Казимира Малевича, Николай Суетин в полной мере принял супрематическую теорию своего учителя, впоследствии преобразовав ее до постсупрематических фигуративных картин. Он искал развитие своих идей в сложных многоцветных композициях, на контрастах цвета и формы, работая с расширением супрематической палитры (черный, белый, красный). Супрематизм Суетина – геометрическое сопряжение не только простых форм, но и цветовых плоскостей. С 1932 года Суетин стал главным художником Государственного фарфорового завода, на котором проработал до конца жизни.

Известные картины и работы Николая Суетина: «Супрематическая композиция с черным прямоугольником», «Женщина с белой пилой», «Чучело», «Супрематическая чернильница», сервиз «Тракторный», сервиз «Бабы».

Детство и юность
Николай Михайлович Суетин родился в 1897 году в семье обедневшего дворянина. Отец Суетина работал начальником небольшой железнодорожной станции Мятлевская в Калужской губернии.

По окончании Калужской гимназии Николай Суетин поступил в кадетский корпус в Санкт-Петербурге. В кадетском корпусе он полюбил уроки рисования, которые развили в нем любопытство и интерес к живописи. Его любимыми художниками были Врубель и Чюрлёнис.

В Первую мировую Николая Суетина мобилизовали; он служил на Кавказе, а с 1915 года – в Витебске. Здесь в то время существовала единственная еврейская частная Школа рисования и живописи Юдэля Пэна, которая после революции была преобразована его учеником, Марком Шагалом, в Народную художественную школу. Витебск становится столицей русского революционного искусства. В 1918 году Суетин делает окончательный выбор в пользу живописи и становится учеником НХШ, а год спустя переходит из мастерской Шагала в мастерскую Эль Лисицкого. В 1922 году он демобилизуется из армии.

Встреча с Учителем
Казимир Малевич приехал в Витебск в 1919 году: это момент стал поворотной точкой в судьбе Николая Суетина. Оценив талант молодого художника, Малевич осторожно и настойчиво «вел» его в сторону авангардного искусства, начав со знакомства с кубизмом и сезанизмом. На примерах работ Чюрлёниса, любимого Суетиным, Малевич старался показать ученику процессы конструирования пространства, «вводил» его в супрематизм. Выработав собственное понимание супрематизма, Суетин приступил к своим экспериментам с цветом и композицией.

УНОВИС
Группа преданных учеников Малевича в 1920 году образовали общество «Утвердители Нового Искусства» - УНОВИС. В нее, помимо Учителя, вошли Эль Лисицкий, Лазарь Хидекель, Илья Чашник, Нина КоганНиколай Суетин и другие. Вместе с учителем и соратниками по УНОВИСу Суетин принимал участие в декоративном оформлении Витебска к третьей годовщине Октябрьской революции, затем к Первомайским праздникам. Со своим другом Ильей Чашником Суетин становится ведущим художником УНОВИСа.

Переезд в Петроград
В 1922 году директор Государственного фарфорового завода приглашает Малевича, Суетина и Чашника принять участие в разработке новых форм фарфора и его оформлении. Николай Суетин занимается росписью. Малевич конструирует фарфоровые изделия, используя для них свои наработки по созданию архитектонов. Немного позже Суетин подключается к созданию новых форм, его супрематический фарфор получает собственное название – суетоны. Работы Суетина более функциональны, чем произведения Малевича, более приспособлены к использованию в быту. Вазы, чернильницы, тарелки, сервизы – в каждом предмете виден индивидуальный взгляд Суетина на супрематизм, его стремление очеловечить беспредметное искусство, соединить жесткие линии и мягкие формы. Агитационный фарфор, созданный Суетиным, брал призы на международных выставках и стал весьма популярным.

В 1927-1928 годах вместе с Ильей Чашником Суетин работал в мастерской архитектора Александра Никольского. Они подбирали цвета для новых общественных зданий Ленинграда, которых в то время строилось достаточно много: школы, клубы, стадионы, мосты должны были выглядеть современно, и для них искали прогрессивные решения, руководствуясь принципами беспредметной живописи.

Семейный и творческий союз
Женой Николая Суетина стала Анна Александровна Лепорская (1900 - 1982). Со своим будущим мужем она познакомилась в Институте художественной культуры. Влюбившись в Суетина, она развелась со своим мужем, художником Константином Рожественским, который очень остро воспринял это событие и даже хотел покончить с собой.

Анна Лепорская с 1923 по 1926 годы училась и работала в ГИНХУКе у Казимира Малевича, в формально-теоретическом отделе. Она была его секретаршей и ученицей, принимала принципы учения Малевича и сформировалась как дизайнер именно под влиянием супрематизма, развивая идеи «основных начал пластичности всякой формы». С Суетиным у Лепорской возник семейный и творческий союз: Анна была не только художницей, но и мастером по керамике и фарфору.

Детей у Лепорской и Суетина не было. После Великой Отечественной войны Николай Суетин забрал к себе свою дочь Нину. Ее мать, Сара Абрамовна Каменецкая, переводчица с английского языка, умерла в эвакуации. Второй матерью для Нины стала Анна Лепорская. Впоследствии Нина Суетина вышла замуж за сына ближайшего друга своего отца, художника Ильи Чашника – Илью Ильича Чашника.

Государственный фарфоровый завод
В 1932 году Николая Суетина назначили главным художником Государственного фарфорового завода (позднее - Ленинградский фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова), где он проработал до конца своей жизни. Его вазы-архитектоны стали прообразом советского павильона на выставке в Париже. Официальная высокая должность и груз ответственности почти не оставляли времени на живопись; партийные собрания, доклады, годовые отчеты и разработка новых дизайнов фарфора поглощали почти все время и силы художника.

Тем не менее, он продолжает свои творческие изыскания, не особенно афишируя их – на дворе господство соцреализма, единственно верного стиля для молодой Страны Советов. 23 апреля 1932 года выходит Постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций», упразднявшее все общества, объединяя и усредняя культурные институции СССР.

Смерть Казимира Малевича
После кончины своего учителя Суетин принял участие в организации похорон Малевича в соответствии с «супрематической обрядностью». Им был выполнен гроб в форме архитектона, а также урна для праха и кубический памятник, который поместили на могиле Малевича.

Соцреализм: конец революции в культуре
В своем постсупрематическом развитии идей, привитых учителем Казимиром Малевичем, Суетин приходит к фигуративному представлению беспредметного, геометрическим образам человеческой фигуры, решенной на контрасте цвета. Об этом свидетельствует, например, работа «Женщина с черной пилой», которую Суетин создал за два-три года раньше, чем его учитель написал свою известную «Женщину с граблями». Он пишет: «...я хочу мощи человеческой у живописца. Хочу ощутить импульс своего человеческого мяса. Хочу быть на земле и с мощью ея». Дизайн и роспись фарфоровых изделий позволяет Суетину найти творческую отдушину в те времена, когда революционный авангард уступил консервативному соцреализму, стабильности и предсказуемости. В живописи Суетин работал для себя, картин своих не выставлял.

Великая Отечественная война
Во время войны Суетин и Лепорская остались в блокадном Ленинграде. Суетин работал над маскировкой городских объектов. Лепорская в блокаду рисовала, работала на заводе, где она обморозила руки, заболела дистрофией и цингой, как и многие ленинградцы.

После снятия блокады Суетин оформил выставку «Героическая оборона Ленинграда», был удостоен награды ордена Ленина. «Красота как понятие всегда остаётся, меняется лишь форма её. Нет её вечной, и всегда она нова и молода», — писал он. С 1944 по 1949 год Суетин был главным художником Музея обороны Ленинграда.

В 1945 году Суетин привлек жену к разработке новых форм для фарфоровых сервизов; Лепорская разрабатывает свой первый чайный сервиз «Конус». В 1948 году она вошла в штат завода.

Последние годы жизни
В конце 40-х годов Суетин, как и многие художники, был обвинен в формализме. Ему удалось избежать ареста. О супрематизме пришлось забыть; в своих дизайнерских работах для ЛФЗ художник перешел к принципам классицизма.

Сразу после кончины Сталина на Государственный фарфоровый завод поступил заказ на похоронный венок, выполненный из роз. Заказ был исполнен, и Николай Суетин повез его в Москву. Наутро семье художника сообщили, что у него случился инфаркт. Почти год Суетин пролежал в Кремлевской больнице, после чего его перевезли в Ленинград, где через два месяца он скончался.

Автор: Рита Лозинская
Перейти к биографии