войти
опубликовать

Анатолий
Михайлович Мазанов

Россия • 1909−1969

(1909, Ростов-на-Дону – 1969, Нижний Новгород)

Заслуженный деятель искусств РСФСР. Театральный художник, актер. Учился в школе живописи и скульптуры у М. Сарьяна, Б. Риха, в драматической студии Донской филармонии. Работал в театрах Малороссии. С 1929 г. занимался декоративно-оформительской работой, создавал эскизы декораций, костюмов, грима. С 1935 г. работал в Горьковском театре оперы и балета им. А.С. Пушкина, где оформил более ста спектаклей. Сотрудничал с Академическим Большим Театром (1946 г., Г.Н. Римский-Корсаков, «Майская ночь»), с Ленинградским драматическим театром им. Ленсовета, с Ленинградским Академическим Малым оперным театром, с Челябинским театром оперы и балета и другими. Работы художника находятся в ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, в Нижегородском музее изобразительного искусства.

Заслуженный деятель искусств РСФСР. Театральный художник, актер. Учился в школе живописи и скульптуры у М. Сарьяна, Б. Риха, в драматической студии Донской филармонии. Работал в театрах Малороссии. С 1929 г. занимался декоративно-оформительской работой, создавал эскизы декораций, костюмов, грима. С 1935 г. работал в Горьковском театре оперы и балета им. А.С. Пушкина, где оформил более ста спектаклей. Сотрудничал с Академическим Большим Театром (1946 г., Г.Н. Римский-Корсаков, «Майская ночь»), с Ленинградским драматическим театром им. Ленсовета, с Ленинградским Академическим Малым оперным театром, с Челябинским театром оперы и балета и другими. Работы художника находятся в ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, в Нижегородском музее изобразительного искусства.

А. М. Мазанов был удостоен звания «Заслуженный деятель искусств РСФСР». Многие театралы старшего поколения с восхищением именуют его кудесником сцены.

Борис Покровский, народный артист СССР, лауреат Государственных премий, профессор, руководитель камерного музыкального театра, в течение многих лет – главный режиссер Большого театра СССР, с 1938 года – режиссер, с 1940 по 1943 год – главный режиссер Горьковского театра оперы и балета:

«Посмотрите на его эскизы, - пишет маэстро, - и вы в большинстве их увидите действующих людей, мизансцены, определяющие чувства персонажей в данный сценический момент. Мазанова интересовали не декорации, а люди, в них живущие, актеры...Эскиз А. Мазанова к оформлению спектакля менее всего напоминал картину, это был театр, сцена, спектакль. В них вы видели ход событий...

Мазанов работал запоем и просто не мог остановить свою фантазию. Однако важно заметить, что все многочисленные варианты были носителями одной идеи, одного эмоционального и смыслового решения...Музыка у него была неотделима от ощущения сцены. Он любил слушать музыку, но и умел видеть в ней спектакль...

Его декорации у всех вызывали чувство эстетической приподнятости, радость встречи с прекрасным. Он не строил на сцене загадочных формул, не рассчитывал на домыслы публики, не стремился возвыситься над пониманием «среднего зрителя»... Я-то знал, что для его мастерства нет преград, самые смелые задумки ему прекрасно удавались на сцене и самыми, казалось, примитивными средствами. А. М. Мазанов блестяще владел мастерством театрального трюка, эффекта, образной иллюзорности. Это мастерство - часть его дарования»

Перейти к биографии