войти
опубликовать

Корнелис
Трост

Нидерланды • 1697−1750

Биография и информация

Ученик А. Бонена, развившийся, однако, главным образом сам собою, через изучение хороших мастеров и этюды с натуры. Писал портреты, жанровые картины, театральные декорации и комнатные панно, но составил себе известность преимущественно многочисленными рисунками сцен из быта современного ему голландского общества, исполненными своеобразным техническим приемом, то пастелью, то гуашью, то акварелью. Комизм и сатира, которые он по большей части вносил в эти сцены, утвердили за ним прозвище "голландского Гогарта". Понятие об искусстве Т. лучше всего дают ряд его рисунков на сюжеты из голландских театральных пьес его времени (нах. в гаагском муз.), его собственные портреты (там же и в амстердамск. муз.), портрет пяти инспекторов медицинской коллегии (в амстердамск. муз.), "Лекция анатомии над трупом" (там же) и портретная группа регентов сиротского дома (в роттердамск. гал.). Занимаясь, кроме рисования и живописи, также гравированием, Т. выпустил в свет десять эстампов, исполненных черною манерою, и два офорта.

Один из самых знаменитых голландских живописцев XVIII в., Трост учился у Арнолда ван Бонена, мастера групповых портретов. В этом жанре начал работать и Трост («Урок анатомии профессора Рулла», 1729, Амстердам, Гос. музей; «Регенты амстердамского приюта для бедных», 1729, там же; «Гильдия хирургов », 1731, там же). Его деятельность проходила в основном в Амстердаме. Его жанровым сценам, близким Хогарту и Лонги, присущ внимательный и сатирический взгляд на общественные нравы и театральную жизнь Голландии XVIII в. Такие произведения, как «Пир у Бибериса» (серия из пяти картин, Гаага, Маурицхёйс)^ «Влюбленные» (1738, там же), «Осмеянный муж» (1739, там же), «Игра в жмурки» (Роттердам, музей Бойманса-ван Бёнингена), напоминают французские «галантные праздники» и демонстрируют тонкую и изысканную технику художника, иногда очень своеобразную (так, он нередко смешивал пастель с гуашью - Амстердам, Гос. музей, Кабинет эстампов; Харлем, музей Тейлера). Трост создал также превосходные портреты (портреты Яна Лепелтака, 1729, Амстердам, Гос. музей; Иеронимуса Тоннемана с сыном, 1736, Дублин, Нац. гал.) и автопортреты (1720, Харлем, музей Франса Халса; 1737, Амстердам, Гос. музей; 1745, Гаага, Маурицхёйс), а также камерные жанровые сцены, исполненные в традиции П. де Хоха («Сад», Амстердам, Гос. музей).