войти
опубликовать

Юрген
Овенс

Германия • 1623−1678

Овенс (Ovens) Юрген

(1623—1678)

Немецкий художник-портретист и график.

Юрген Овенс (Jurgen Ovens)

1623 Тённинг, Шлезвиг-Гольштейн — 9 декабря 1678 Фридрихштадт

Немецкий художник-портретист и график, работавший долгое время в Нидерландах.

Согласно легендам, он был учеником Рембрандта, и это (ошибочное) мнение принесло Овенсу еще при жизни много славы. Возможно, что Овенс обучался в Голландии, но, скорее всего, во Фландрии, поскольку проживал в Антверпене с 1635 и числился в учениках Яна Ливенса.

Самая ранняя датированная работа Овенса - Портрет мужчины (1642; Чикаго), которая была вдохновлена работами Ван Дейка, а не Рембрандта. Влияние фламандской живописи явно присутствует во всех работах Овенса, от его официальных государственных портретов до его религиозных картин с Девой Марией и больших запрестольных образов.

Относительно немного работ известны из его первого «голландского» периода, но они подтверждают факт, что он, должно быть, быстро сделал себе имя в Голландии как живописец - портретист.

В «Портрете женщины в синем» (1649, Шлезвиг-Гольштейн) жена амстердамского торговца изображается со своим ребенком как Дева Мария в фламандском стиле.

21 сентября 1652 живописец женился на Марии Мартенс в Тённинге и впоследствии переезжает в Фридрихштадт, также в Шлезвиг-Гольштейне, как придворный живописец герцога Фридриха III Гольштейн-Готторпского, правившего в 1616-59. Для него он рисовал семейные портреты (не сохранившиеся) еще в 1651, когда жил еще в Амстердаме.

В 1652 Овенс нарисовал групповой портрет на холсте почти 5 м. по ширине - «Принцесса Хедвиг Элеоноре фон Готторпская со своей семьей».

Овенс присутствовал в Швеции на свадьбе принцессы Элеоноры с королем Швеции Карлом X Густавом Швеции 24 октября 1654, и это событие отражено в трех картинах, находящихся в музеях Стокгольма и Дроттнинхольма.

В «Автопортрете художника, рисующего свою жену» (Санкт-Петербург, Эрмитаж), который также датируется этим периодом, живописец смотрит на зрителя с самоуверенным выражением лица.

Мария Овенс была также моделью для «Портрета женщины в причудливом костюме» (1655, Шлезвиг-Гольштейн), после которого Овенс сделал гравюру в 1675.

«Автопортрет» характеризует Овенса как портретиста не очень крупного, но способного давать реалистически меткие и живые характеристики. Формы этого реализма были найдены не Овенсом, а художниками голландской школы. Своеобразная гамма коричневых тонов, композиционное решение и характер освещения выдают руку ученика и последователя Рембрандта. Только признав историческую неизбежность иностранных влияний на искусство Германии XVII века, можно правильно понять и оценить творчество этого немецкого живописца, который много лет провел в Голландии. Овенс близок ученикам Рембрандта - Болю и Ливенсу, с которыми вместе работал для амстердамской ратуши.

Перейти к биографии