Родился в крестьянской семье. Занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1904-1905, 1907-1910), где его наставниками были С.В.Иванов, К.А.Коровин и В.А.Серов, а также в школе Ш.Холлоши в Мюнхене (1906). В разное время посетил Италию, Индию, Францию и США. Был членом "Товарищества передвижников" (с 1915) и объединения "Четыре искусства" (с 1925). Первоначально работал в Саратове (1918-1921) — как художник сцены и праздничного агитпропа, — затем обосновался в Москве.
Творческая биография художника началась в стенах Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Его учителями были В. Серов и К. Коровин. В течение всей своей жизни Кравченко обращался к живописи, и она составляет значительную часть его художественного наследия. Живописным работам свойственны тонкая декоративность и богатая колористическая гамма от благородных сдержанных тонов до звучных, насыщенных цветом.
Но не живопись, а графика становится той областью художественного творчества, в которой наиболее полно раскрылись дарования Кравченко. Он стал смелым новатором, создал неповторимо индивидуальный язык графической выразительности, позволивший передать эмоциональное восприятие мира. Именно графика, точнее гравюра на дереве, принесла ему мировую славу, выдвинула в ряды замечательных художников современности.
Первые опыты в графике относятся к годам, когда живопись определяла творческие искания молодого художника. Особенно увлекает его офорт. В этой технике живописные эффекты света и тени являются одним из главнейших средств художественной выразительности. "Рим. Понто Рото", "Индия. Бенарес", "Гроза на Волге" относятся к 1916 году. В каждом листе Кравченко извлекает из техники богатство выразительных средств. Линейная тонкость в прорисовке деталей римского архитектурного пейзажа сменяется резким контрастом черных и белых пятен, из которых вырастают причудливые формы восточной архитектуры, тональная разработка, энергия штриха передают стихийную мощь грозового пейзажа. Много и плодотворно работал художник в сложных техниках офорта, часто используя цветную печать. Известный цветной офорт, напечатанный с пяти досок, - "Венеция. Площадь св. Марка" - выполнен в 1926 году после путешествия по Италии. Теплые тона желтого, кирпично-красного цветов, оттененные мягким зеленым, создают праздничный колорит торжественной дворцовой площади.
Гравюрой на дереве - ксилографией - Кравченко начал заниматься в 1919 году. Он упорно овладевает этой сложнейшей техникой самостоятельно и в короткий срок добивается блестящих результатов. Вскоре после возвращения в в 1921 году в Москву он становится одним из ведущих ксилографов. Большим успехом пользовались его книжные знаки, изящные графические миниатюры. Каждая виртуозно прорисованная деталь рассказывает о духовных интересах владельца, сложная сюжетная композиция становится поэтическим повествованием о личности библиофила. Кравченко был человеком высокой культуры, широкой образованности, ценителем и любителем литературы, что естественно привело его к книжной иллюстрации. Но не только любовь к книге, но и сознание, что изданная большим тиражом красиво оформленная книга является воспитателем художественного вкуса, приобщает массового читателя к искусству и культуре. По словам самого художника, он всегда брался за работу над книгами, близкими его духовному миру. Он иллюстрирует произведения Диккенса, Гюго, Бальзака, Цвейга, Пушкина, Леонова, Шолохова.
Значительным достижением советского искусства стали его работы к "Повелителю блох" Гофмана (1922) и к повести Гоголя "Портрет" (1923). Мир человеческих страстей, драматических переживаний прежде всего стремится раскрыть художник. Порывистые движения персонажей передают внутреннюю взволнованность, смятенность душевного состояния. Энергия штриха, ритмическое чередование черного и белого, богатство тоновых отношений создают экспрессивные художественные образы, наполненные то романтической таинственностью, то глубокой трагедийной силой. Признанием высокого мастерства Кравченко стало присуждение ему в 1925 году высшей награды на Международной выставке декоративного искусства и промышленности в Париже.
Кравченко - ДнепростройТонко чувствующий обаяние старой культуры и в то же время обладающий широким взглядом на мир, Кравченко не мог не увидеть и не ощутить романтику нового. Постепенно современная тема становится ведущей в его творчестве. В 1923 году он впервые выбирает советскую тему для своих станковых гравюр "Красная Армия восстанавливает мост" и "Красная артиллерия на позициях". Новые темы открывают и поиски новых средств выражения. Изящество камерной графики сменяется монументальностью листов.
Самой значительной работой, отражающей современную жизнь, является серия превосходных гравюр "Днепрострой" (1931). В ней утверждается героика труда, раскрывается высокая поэзия времени индустриализации. Художник не только изображает величественную панораму строительства, гигантские сооружения, но прежде всего передает свою взволнованность подвигом советского человека. Четкие ритмы черных и белых штрихов выявляют конструкцию строгих форм, динамичное противопоставление темных и светлых пятен придает графическому языку силу и энергию.
Произведения Кравченко всегда привлекают своей ярко выраженной эмоциональностью и разнообразием оттенков воплощенных чувств. Многие рисунки художника неожиданно открывают тонкие лирические переживания. Пленяет поэтическим очарованием рисунок 1927 года "Летний сад. Аллея с мраморными статуями", в котором гармоничное существование двух начал - природы и искусства - становится воплощением красоты мира.
Кравченко - большой мастер рисунка. Он работал легко, свободно, артистично. Его манере свойственны и живописная мягкость и строгая логика линии. Множество рисунков в творческом наследии художника: рабочие эскизы, наброски с натуры, станковые произведения. И последней его работой стали рисунки-иллюстрации к роману Гюго "Собор Парижской богоматери", выполненные в 1940 году.
Рано оборвалась жизнь А.И. Кравченко, который щедро отдавал свой талант людям. Притягательная сила его искусства заключается в удивительной способности передать свое восхищение красотой мира, захватить этим переживанием зрителя и сделать его сопричастным творческому открытию мира.