График. Член Союза художников СССР.
Анатолий Дмитриевич Смеляков родился 11.04.1927 года в городе Кропоткине, под южным солнцем, вырос в учительской семье, среди кубанских Козаков. У школьного учителя рисования хранились оригиналы картин В. Васнецова и И. Репина. Именно этот учитель пришел в восторг от серой вороны, которую нарисовал на уроке Анатолий.
Во время войны А. Д. Смеляков служит на Урале, в Свердловске, где посещает студию военных художников, рисует портреты сослуживцев. В 1948 году маршалу Г. К. Жукову понравилась оформленная рядовым Смеляковым Ленинская комната. И первым гонораром молодому художнику стал краткосрочный отпуск домой.
Путь шел через Москву. А.Д. Смеляков предлагает свои рисунки студии военных художников имени Грекова. Студийцы П. Богаткин, И. Кривоногов, А. Мальцев сразу признают в солдате собрата по цеху, и уже через месяц в его часть приходит вызов, за подписью Ворошилова. В Москве он сразу участвует в создании диорамы «Битва на Курской Дуге». В «грековский» период творчества Смеляков оканчивает вечернюю школу.
В 1951 году, после демобилизации, он поступает в Московский Полиграфический институт, на художественный факультет. Его учителями становятся А.Д. Гончаров, И. И. Чекмазов, Г. Т. Горощенко.
Во время учебы в институте А. Д. Смелякову дают место в общежитии, которая находилась в Лосинке. «Нас привезли на открытой машине до Полевой улицы (теперь ул. Изумрудная), а дальше мы с чемоданами пошли пешком, так как грязь была непролазная. Расселили по 2-3 человека в общежитских комнатках и началась студенческая жизнь» - вспоминал Анатолий Дмитриевич. С того времени Анатолий Дмитриевич и начал писать пейзажи и людей Лосинки, постепенно влюбляясь, и прикипая сердцем, к этому району.
После окончания института два года Анатолий Дмитриевич работает главным художником в «Крымиздате», в Симферополе. Затем – снова Москва, работа в издательствах «Наука», «Мир», «Прогресс», сотрудничество со многими другими столичными издательствами.
В период хрущевской «оттепели» А. Д. Смеляков посещает студию Э. Белютина, изучает западный авангард. «Бери гвоздь, свечку, - учит руководитель студийца,- садись под дуб и пиши не само дерево, а впечатление от него…» Но именно в это время Анатолия Смелякова увлекла своя, сугубо реалистическая тема, бытовая драма простого мужика. К «мужицким» полотнам подтолкнул художника его дядя, рабочий -железнодорожник. «Пейзажи – это хорошо, - сказал он горько. – Но ты погляди, как мы живем. У меня сильные рабочие руки, а четверо детей сидят голодные».
С 1975 года, после вступления в Союз художников, А. Д. Смеляков участвует со своими пейзажами, графикой во многих художественных выставках, организуемых МОСХом. Много путешествует по стране. Но постоянно возвращается в подмосковную Лосинку, к своим главным персонажам.
В мастерской А.Д.Смелякова немало и других работ, иных по теме. Весенние владимирские пейзажи местечка Семеновско - Шуйское, серия офортов, миниатюры, многие из которых купили французы в начале перестройки, портреты солдат, писателей, собратьев по кисти.
Интересовали А. Д. Смелякова люди из провинции; их яркие индивидуальности выхватывает взгляд художника из вокзальной толпы.
Художник вспоминал: «Лосинка в 1950 году была городом Бабушкиным, а выглядела типичным дачным поселком. Деревянные дома утопали в зеленых садах, а на стадионе и в парке росли грибы и земляника. В 30-х годах вокруг Красной Площади в Москве шла большая стройка и жильцов переселяли в Подмосковье. Им давали ссуду и они сами строили себе дома на 5-6 семей. Поэтому почти все дома в центре Лосинки были двухэтажные с большими верандами и затейливыми башенками.
Переселенцы в основном были интеллигентные москвичи, многие из них были родственниками репрессированных. На 4-м Ватутинском снимала комнату моя мама и я часто бывал в этом громадном двухэтажном деревянном доме. У соседки на стенах висели картины Саврасова, Аладжалова, Беляницкого - Бируля и Петровичева. Мебель была старинная и темная. Я помню, как вернулся из заключения реабилитированный брат соседки, он сильно кашлял и вскоре умер. Через дорогу стоял небольшой домик, где жили двое музыкантов, пожилые муж и жена. К ним иногда приезжал Святослав Рихтер и из дома слышались звуки рояля. Таких жильцов в Лосинке тогда было много.
Наше общежитие состояла из 3-х двухэтажных бараков. В одном из бараков жили преподаватели и сотрудники института. Этот барак навещал брат Отто Юрьевича Шмидта. Он был такой же бородатый и огромного роста. Его дом был на улице Коммунистической, д. 6 (теперь Минусинская).
Поближе к станции на улице Летчика Бабушкина жила семья Вишневских. Один из них врач – прославился тем, что изобрел «мазь Вишневского».
Его брат Феликс Эммануилович Вишневский в 80-х годах основал музей имени Тропинина. Всю жизнь он коллекционировал картины русских живописцев, вкладывая все свои скудные средства в это дело. Особенно страстно он выискивал произведения Тронинина, и когда их накопилось изрядное количество, ему выделили прекрасный особняк, где до сих пор хранятся прекрасные произведения нашего русского великого художника.
Недалеко от нашего общежития было общежитие Московского кинематографического института. В 60-е годы в нем жили, будучи студентами, артисты кино Мордюкова, Шукшин и др.
В Лосинке стоят памятники полярному летчику Бабушкину и героине Советского Союза Рудневой.
Среди жителей Лосинки можно было встретить много интересных простых, незаметных людей, знавших и видевших великих писателей и художников. Одна старушка мне говорила, что у неё есть письма Л.Н. Толстого. Мой сосед уверял, что он состоял в охране царя Николая П. Тогда мы этому не придавали значения, а теперь, когда их не стало, не стало и старой Лосинки, жалко, что все это ушло безвозвратно. Это все-таки часть нашего культурного достояния.
Самым модным общественным местом в Лосинке был парк имени летчика Бабушкина, который располагался в Центре Лосиноостровского района. В те времена он был огорожен высоким железным забором. В парке был деревянный кинотеатр, танцплощадка, карусели и качели. По диагонали через парк пробегал ручей. Кинотеатр был небольшой на 200 мест. Фойе было обшито бархатом, с потолка свисали громадные бронзовые люстры. Перед сеансом в фойе играл духовой оркестр и посетители танцевали. За театром была веранда, где выдавались шахматы и домино. Мужики забивали в домино и тут же распивали водку. Рядом с парком была пивная. Там всегда стояли очереди за пивом.
Завсегдатаи пивных хорошо знали друг друга. Среди них были «выдающиеся» личности. Каждая пивная славилась своим главарем. В парке заводилой был «Князь Пожарский», так прозвали громадного мужика, который своим громовым голосом читал стихи Маяковского и Есенина. Он приходил в пивную с котеночком за пазухой.
Подметал возле пивной «Илья». Он подметал добровольно, и его поили пивом за то, что он собирал со столов кружки и носил их продавщице. Ходил он зимой и летом в валенках. Это был смирный и безобидный небольшой человечек. Потом пронесся слух, что он отравился одеколоном. Но после слуха, к общему удивлению, он появился опять».
Но лучшими воспоминаниями о Лосинке являются работы художника.
Сложно идентифицировать сейчас эти старые домики с какими-либо улицами современной Лосинки. Только благодаря подписям художника, мы можем представить себе старую Лосинку; и мы благодарны ему за это.
Жизнь художника оборвалась 15 сентября 2007 года, но он всегда будет жить в своих картинах.