Регистрация
Александр Иулианович Рукавишников
Александр Иулианович Рукавишников
Александр
 Иулианович Рукавишников
Россия родился в 1950
Подписаться0                
Подписаться0                
Биография и информация
 

Член Союза художников СССР. Родился в 1950 году в Москве.

В 1974 г. окончил Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова.

Народный художник России (1995), Заслуженный художник РСФСР (1984) и Киргизской ССР (1984), с 1988 года — член-корреспондент, с 1997 года — действительный член Российской академии художеств. Член Союза художников с 1974 года; в 1986−88 годах — секретарь правления Союза художников СССР.

Родился 2 октября 1950 года в Москве, в семье скульпторов И. М. Рукавишникова (1922−2000) и А. Н. Филипповой (1923−1988). Супруга — Рукавишникова Ольга Михайловна (1953 г. рожд.). Сын — Рукавишников Филипп Александрович (1974 г. рожд.). Дочь — Рукавишникова Наталья Александровна (1993 г. рожд.).

В 1974 году Александр Рукавишников окончил с отличием Московский государственный художественный институт имени В. И. Сурикова (мастерская Л.Е. Кербеля). В 1976 году его произведения «Микеланджело» и «Бригада» были отмечены премией Ленинского комсомола…

Широкую известность А. И. Рукавишникову принесла работа над памятником Владимиру Высоцкому, который был установлен в 1984 году на могиле поэта на Ваганьковском кладбище…

Программная работа, созданная Александром Рукавишниковым в соавторстве с отцом скульптором И. М. Рукавишниковым, называется «Капельные часы» (1988)…

Художника вдохновила личность Джона Леннона, в образе которого соединилась экстравагантность кумира поп-культуры и величие таланта. В портрете Леннона (1982) Рукавишников совмещает психологизм с фотографической точностью передачи деталей и фактур… В 1984 году на выставке «Весенний салон» в Гран-Пале (Париж) за скульптуру «Джон Леннон» Александр Рукавишников был награжден серебряной медалью Французской академии искусств.

В творчестве А. И. Рукавишникова опосредованно проявилось его увлечение спортом, восточной философией и восточными боевыми искусствами. Еще студентом Рукавишников начал работу над циклом, посвященным спорту (скульптурные композиции «Боксер», «Борцы» и др.). В 1972−77 годах он занимался в Центральной школе каратэ под руководством А. Штурмина — основоположника русской школы каратэ, стал обладателем «черного пояса» по школе СЭНЭ (знак совершенства). С 1990 года А. И. Рукавишников является президентом Федерации каратэ города Москвы.

В его композициях спортсмены даны в характерных боевых позах, остро схвачены профессиональные движения («Тейк-вон-до», 1976; «Сумо», 1979 и др.). Во всем блеске боевой позы предстает инструктор по каратэ Виталий Пак (1977): широко расставив босые ноги, он балансирует на необычном постаменте в форме древнекитайского знака «инь-ян», символизирующего единство противоположных начал Бытия. В 1977 году скульптурная композиция «Инструктор каратэ В. Пак» была приобретена Государственной Третьяковской галереей.

…В композиции «Тамара Быкова — экс-чемпионка мира по прыжкам в высоту» (1983) он использует прием крупного кадра. Изображает не всю фигуру, а лишь лицо, парящее над планкой, — мгновение победы, высвеченное в потоке времени.

Скульптурный портрет занимает особое место в творчестве А. И. Рукавишникова. Создавая портреты деятелей истории, литературы, искусства, спорта, скульптор постигает характер той или иной личности, проникает в скрытый мир ее мыслей, намерений. В портретах скульптора сочетаются жизненная достоверность и психологическая емкость. Яркий пример тому — монумент В. Н. Татищеву, открытый в 1998 году в Тольятти.

Исторический персонаж — своеобразный проводник культуры другой эпохи в современную художественную практику. Работая над статуей Ф. М. Достоевского, Рукавишников не мог пройти мимо передвижников, искусство которых формирует фон эпохи. Почти болезненный аскетизм, внутренняя неуверенность, замкнутость и тревога — эти черты были присущи Достоевскому, однако Рукавишникову в созданной им статуе удалось преодолеть известные эстетические принципы критического реализма, чуждые ему как автору. Памятник установлен в 1997 году перед зданием Центральной государственной библиотеки в Москве.

Как человек широких интересов, Александр Рукавишников черпает художественные идеи в различных пластах мировой культуры. В серии портретов легендарных героев и выдающихся личностей русской истории «Корни России» (1981−84) — «Сергий Радонежский», «Дмитрий Донской», «Пересвет», «Феофан Грек» — художник обращается к традиции древнерусской деревянной пластики и иконописи. Мягкий округлый силуэт фигур, охристо-зеленоватые тона тонировки, просветленные иконописные лики. Едва ли не первостепенное значение имеет жест: у Феофана Грека руки сложены благоговейно-молитвенно, у Сергия Радонежского — благословляющий жест, у Дмитрия Донского руки — на мече в клятвенном прикосновении.

С конца 1980-х годов Рукавишникова захватывает стихия языческой культуры. Он погружается в чудесный, загадочный мир, «воссоздает» Кострому — мифологический персонаж, связанный с обрядами «отмыкания» весны, с культом плодородия и пробуждения растительного мира. Кострома представлена как деревянный языческий идол, оживающий, подобно Осирису, и прорастающий чудесными цветами.

В серии «Языческие богини» (1990-е годы) художник творит собственный мифологический пантеон. В большинстве языческих композиций он использует прием контрастного чередования разных материалов (белый мрамор, темная бронза, алюминий), фактур и объемных форм, которые надстраиваются друг над другом, как ярусы Вавилонской башни.

Династию скульпторов Рукавишниковых продолжает сын Александра Иулиановича — Филипп Александрович. В 1999 году Александр и Филипп Рукавишниковы закончили работу над портретным памятником Владимиру Набокову, который был установлен в городе Монтре (Швейцария). Статуя создана скульпторами на собственные средства и, по существу, является даром городу, в котором жил Набоков.

Среди основных работ А. И. Рукавишникова также: монументально-декоративная композиция «Фонтан» для гостиницы «Орленок» в Москве (1978); монументальная композиция «Шаман» в Данилов-граде, Черногория (1983); памятники П. Н. Нестерову в Нижнем Новгороде (1983−1985, совместно с И.М. Рукавишниковым), В. И. Ленину в предместье Копенгагена (1984), М. О. Микешину в Смоленске (1985); монументальная композиция, посвященная XII Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве (1985); композиция «Победитель звездных войн» в парке скульптуры Джона Вильсона в Лейк-Сайде (1986); памятник павшим интернационалистам в Мадриде (1988); серии живописных произведений «Богини», «Воины», «Языческая Вселенная» (1989); скульптурная композиция «Н.В. Гоголь» (1989); серия рисунков «Птицы», «Любовь» (1990−91); серии графических листов «Языческая Вселенная», скульптурные композиции «Богиня (I)», «Богиня (II)», «Позвоночник» (1992); «Над прахом павших — мир живым» — символический крест на 72-м километре Минского шоссе под Москвой (1995); «Нулевой километр» — мемориальный знак начала российских дорог на Красной площади в Москве (1996); памятники Николаю Старостину (1996), Льву Яшину (1996−97) и Эдуарду Стрельцову (1998) в Лужниках в Москве, двукратному олимпийскому чемпиону по борьбе И. Ярыгину (1998), памятник Льву Яшину на стадионе «Динамо» (1999), памятник Юрию Никулину на Цветном бульваре (2000); мемориальный знак, посвященный Артему Боровику на здании холдинга «Совершенно секретно» (2000); памятный знак в Лужниках, посвященный победителям «Олимпиады-80» и Х. А. Самаранчу (2001).

В 1996−97 годах А. И. Рукавишников совместно с И. М. Рукавишниковым принимал участие в восстановлении горельефов храма Христа Спасителя.

Работы А. И. Рукавишникова «Бригада» (1976), «Портрет В. Высоцкого» (1982), композиции на тему спорта «Каратэ» (1981) и «Кью-до» (1982) были отмечены в 1982 году серебряной медалью Академии художеств СССР (ныне — Российская академия художеств).

В 1996 году за выставку работ трех поколений скульпторов Рукавишниковых, прошедшую в мае-июне 1993 года в залах Российской академии художеств, Александр Иулианович и Иулиан Митрофанович Рукавишниковы были награждены золотыми медалями Российской академии художеств.

А. И. Рукавишников — постоянный участник всероссийских и международных художественных выставок. В 1988 году он представлял СССР на Всемирном арт-симпозиуме в Сеуле (Южная Корея). В Национальном парке Сеула была установлена его монументальная композиция «Мама». Персональные выставки Рукавишникова прошли в Центральном Доме художника и в залах Российской академии художеств в Москве, в Музее современного искусства Нассау (США), в Галерее Дилеманна (Бельгия) и в других музеях и выставочных залах мира.

Работы А. И. Рукавишникова хранятся в собраниях Третьяковской галереи, Русского музея, музея Людвига, Siemens, Hermes, John Wilson, многочисленных частных и корпоративных коллекциях.

А. И. Рукавишников ведет активную педагогическую деятельность. С 1994 года он руководит персональной скульптурной мастерской, а с 1999 года возглавляет кафедру скульптуры Московского государственного академического художественного института имени В. И. Сурикова, профессор.

А. И. Рукавишников — Народный художник России (1995), Заслуженный художник РСФСР (1984) и Киргизской ССР (1984), с 1988 года — член-корреспондент, с 1997 года — действительный член Российской академии художеств. Член Союза художников с 1974 года; в 1986−88 годах — секретарь правления Союза художников СССР.

С 1997 года Александр Иулианович является членом Президентской комиссии по культуре. Он награжден орденами «Знак Почета» (1986), Дружбы (2000), Почета.

Живет и работает в Москве.

Читать дальше

HELP