Джованни Антонио Каналь, более известный как
Каналетто (18 октября 1697, Венеция — 20 апреля 1768, Венеция) — итальянский художник, мастер городского пейзажа и глава венецианской школы ведутистов. Его атмосферные изображения Венеции и Лондона повлияли на все последующие поколения ландшафтных художников.
Особенности творчества художника Джованни Антонио Каналя (Каналетто): в своем творчестве Каналетто соединил свободу и тонкость рисунка с драматичной образной интерпретацией венецианской архитектуры. Передача солнечного света и тени, эффекта затянутого облаками неба и игра света на зданиях свидетельствуют о том, что он действительно часто работал на натуре, что во времена его творчества было очень необычной и редкой практикой среди художников. Позже он стал применять камеру-обскуру и разработал формулу размещения на плоскости картины архитектурных элементов и фигур таким образом, чтобы вызывать у зрителей наиболее сильное впечатление от изображаемого вида.
Известные картины художника Джованни Антонио Каналя (Каналетто): «Архитектурное Каприччио», «Каприччио с руинами», «
Приём французского посла в Венеции», «Палаццо Гримани»,
«Вход в Большой канал, Венеция»,
«Вестминстерское аббатство с шествием рыцарей Бани».
Антонио Каналь родился в благородной семье художника Бернардо Каналя, имеющей собственный герб, который Антонио впоследствии использовал в качестве одного из вариантов своей подписи. Бернардо Каналь стал первым учителем своего талантливого сына. Вместе с отцом и братом юный Антонио трудился на театральных подмостках Венеции, оформляя оперы Вивальди и попутно постигая тонкости передачи цвета и построения сценической перспективы. В 1719 году он с семьей работал в Риме над театральными постановками опер Алессандро Скарлатти, а в свободное время пропадал в музеях. Здесь на него большое впечатление оказали произведения римского мастера городского пейзажа
Джованни Паоло Панини. По возвращению на родину Антонио начал рисовать повседневную жизнь Венеции, ее улицы и жителей. Точный глаз, прекрасное знание композиции, познания в архитектуре и внимание к мелочам стали залогом его успеха на живописном поприще. По всей вероятности, тогда же он взял себе прозвище Каналетто (Каналь-младший), дабы его не путали с отцом, который также работал в жанре пейзажа. Впрочем, это не особенно помогло и впоследствии создало немало путаницы, так как отец художника, Бернардо Каналь, равно как и его племянник, ученик, известный пейзажист и портретист
Бернардо Беллотто (1722-1780) - также называли себя «Каналетто».
Одним из учителей Каналетто был
Лука Карлеварис, известный мастер венецианского городского пейзажа и очень многогранная личность. Карлеварис интересовался науками, в частности, астрономией, а также замечательно разбирался в архитектуре и инженерном деле. Надо сказать, что ученик достаточно быстро сравнялся в мастерстве с учителем, освоив не только технику написания ведуты, но и создание
каприччио – фантазийного архитектурного пейзажа, где вымысел переплетается с реальностью. К 1725 году Каналетто стал известным мастером. Когда художник и коллекционер Алессандро Марчезини захотел приобрести два пейзажа Венеции, его агент предложил работы Каналетто, отметив: «... это похоже на Карлевариса, но вы посмотрите, как в них сияет солнце».
В 1730е годы Каналетто был в зените славы: исключительной красоты реалистичные виды города в его исполнении мечтал увезти с собой на родину каждый знатный вельможа и купец, гостивший в Венеции. Художник умел подмечать мелкие детали и подавать их настолько ярко и свежо, что разглядывать его ведуты было истинным наслаждением не только для владельцев картины, но и для гостей, которым работы Каналетто с гордостью демонстрировали. Заказов было настолько много, что, в конце концов, Каналетто стал работать с использованием камеры-обскуры, с помощью которой быстро делал основные наброски будущей картины. Помимо этого он придумал и стал использовать механистическую технику с использованием линейки и компаса, а также вывел для себя композиционную формулу, согласно которой помещал на картину архитектурные сооружения и детали. Если пейзаж казался Каналетто недостаточно точным или гармоничным, он легко вносил небольшие изменения в изображение архитектурных построек.
За всю жизнь художник создал такое большое количество пейзажей Венеции, что некоторые искусствоведы считали, что у него была большая мастерская с подмастерьями, что не соответствует действительности. Равных Каналетто не было, цены он назначал порой непомерно высокие – и туристы ему платили, очарованные мастерством и реализмом, с которыми он изображал венецианские каналы, площади и дворцы.
В 1740 году началась Война за австрийское наследие – европейские державы пытались оторвать каждая свой кусок от наследия Габсбургов. Число состоятельных туристов, в первую очередь англичан, посещавших Венецию, сильно сократилось, и источник заказов Каналетто иссяк. В этот период художник свел знакомство с Джозефом Смитом – издателем и торговцем, коллекционером, а позже – британским консулом в Венеции. Джозеф Смит стал агентом Каналетто. Обсуждая происходящее, Смит с его предпринимательским подходом к любым делам посоветовал Каналетто расширить круг тем, включив в них римские достопримечательности, а также пейзажи Падуи и Брента. В этот период в творчестве Каналетто важную роль стал играть стиль каприччо, когда архитектурные ансамбли на картине создавались из воображаемых элементов (veduta ideata). Также в 1741-44 годах Каналетто создал серию «Каприччио» из 30 гравюр, выполненных исключительно тонко и искусно, которые продемонстрировали его способности в передаче перспективы и игре света и тени. Впрочем, больших доходов серия не принесла.
Используя свою международную известность, художник в 1746 году отправился в Англию, поближе к заказчикам, где был принят очень тепло. Здесь он провел почти 10 лет, большинство времени посвящая работе в лондонской мастерской. Несмотря на большие отличия между английской и венецианской архитектурой, Каналетто создал в Лондоне множество новаторских и экспрессивных работ. Тем не менее, к концу своего пребывания в Англии стиль художника стал настолько механистическим (хотя и композиционно совершенным), что поползли слухи, будто бы он не знаменитый Каналетто, а самозванец, работающий в стиле выдающегося мастера. Скандал был настолько громким, что Каналетто был вынужден организовать публичную демонстрацию своего мастерства, нарисовав картину в присутствии свидетелей – и тем опроверг все домыслы злопыхателей.
В 1762 году Джозеф Смит продал свою замечательную коллекцию произведений искусства королю Великобритании Георгу III. Так британская королевская коллекция пополнилась самым богатым в мире собранием произведений Каналетто.
Возвращение художника на родину было отмечено публикой, а позже и официальными представителями художественных кругов Италии. В 1763 году Антонио Каналь стал членом Венецианской академии изящных искусств, а несколько позже получил пост в Художественном колледже (Collegio dei Pittori). Каналетто работал до конца своих дней, однако вершины его творческого пути остались в прошлом. Тем не менее, именно Антонио Каналь стал одним из самых влиятельных ведутистов Италии, оставив после себя плеяду блистательных учеников -
Франческо Гварди,
Микеле Мариески, Джузеппе Бернардино Бизона. Его племянник и ученик Бернардо Беллотто покорял королевские дворы Центральной Европы, а художники
Уильям Марлоу и Сэмюель Скотт продолжили его дело в Англии.
Антонио Каналь умер 19 апреля 1768 года в родной Венеции, чьи пышные празднества, великолепные каналы и широкие, залитые светом площади он писал всю свою жизнь. Самые полные коллекции картин и рисунков Каналетто находятся в британских Королевских коллекциях в Виндзоре и Букингемском дворце; его картины есть во всех крупных музеях мира.