Паула Модерзон-Беккер (нем. Paula Modersohn-Becker) (8 февраля 1876, Дрезден — 20 ноября 1907, Ворпсведе) — немецкая художница, известная представительница раннего экспрессионизма. За неполные 14 лет своей творческой деятельности Модерзон-Беккер написала 750 полотен, около 1000 рисунков и 13 офортов, вобравших в себя основные направления искусства начала XX столетия.
Паула Модерзон-Беккер (08.02.1876 - 20.11.1907) - художница, ставшая предвестницей немецкого экспрессионизма. Свои портреты, натюрморты и ландшафты Модерзон-Беккер противопоставляла достижениям французского модерна.
Паула Беккер родилась в Дрездене в семье железнодорожного инженера. В1888 семья переехала в Бремен, где Паула впервые начала заниматься рисованием. По воле родителей после получения аттестата зрелости она закончила учительские курсы в Хансштадте (1893-1895). С 1896 посещала частную школу живописи и графики в Берлине, поскольку женщине в государственную академию искусств поступить было невозможно.
1898: В Ворпсведе. В 1897 Беккер впервые приехала в Ворпсведе, а через год обосновалась в колонии художников. Она занималась у Фрица Макензена, который в 1895 основал эту колонию вместе с Отто Модерзоном, Фрицем Овер-беком и Генрихом Фогелером. Подобно представителям многих других появившихся в 80-х и 90-х годах XIX века колоний художников, художники Ворпсведе предпочитали не иметь дела с художественными академиями и господствовавшей там исторической тематикой. Занимаясь поисками некоей романтической идиллии, они направляли свои усилия на создание новой ландшафтной живописи. Излюбленной темой было меланхолично-суровое очарование болотистых и луговых ландшафтов на севере Германии.
1900: Взгляд на французский авангард. Довольно скоро Беккер ощутила ограниченность восторженной ландшафтной живописи. К тому же она осознавала собственное противостояние современному ей искусству. В Париже художница познакомилась с работами Поля Сезанна и Поля Гогена, которые побудили ее к созданию новых форм: в этот период появились картины с четкими контурами и незатейливыми, приземленными красками. Модерзон-Беккер применяла краски темпера, которые после высыхания дают равномерную матовую окраску поверхности и сильно ограничивают глубину пространства. Преимущественными темами работ Беккер стали натюрморты и изображения людей, при этом она отказалась от точного воспроизведения деталей предметов и фигур. Краски она наносила на холст широкими штрихами и применяла простой язык форм. Свои работы художница рассматривала как символы вечности природы, которую она противопоставляла бренности человеческого существования.
1906: Переезд в Париж. Не в силах более сносить зависимость от своего мужа, Отто Модерзона (брак в 1901), в вопросах творчества, Модерзон-Беккер уехала в 1906 в Париж. С ее полотен постепенно исчезают землистые тона (как, например, в "Обитательнице приюта для бедных с бутылкой и маком", 1906), цветовая палитра становится светлее (например, "Сидящая девушка, позирующая с цветком", 1907), контрасты становятся более четкими.
На протяжении всего творческого пути Модерзон-Беккер отражала личные переживания и настроения в автопортретах. В частности, в Париже появились "Автопортрет с жемчужным ожерельем" (1906) и "Автопортрет с камелиями" (1906/1907), построенные на редуцированных плоскостных формах и жестких цветовых контрастах. Передача цвета в ее портретах (как и в натюрмортах) стала более экспрессивной - примером может послужить картина "Ли Хотгер и его сестра" (1906/1907), основными особенностями которой являются яркие краски и структура штрихов. За счет этого возросла выразительность живописи Модерзон-Беккер.
Знакомство с картинами Пабло Пикассо упростило телесные формы в ее работах. Так, на картине "Мать и дитя" (1907) части тела изображены схематично, художницу интересует уже не подробное вырисовывание деталей, а схватывание чистой формы. Прототипом ее художественного языка послужило римское и древнеготское искусство.
1907: Снова в Ворпсведе. Весной 1906 в Париж приехал Отто Модерзон. В пасхальные праздники 1907 он увез свою беременную жену обратно в Ворпсведе. Через несколько дней после того, как исполнилось ее страстное желание стать матерью, она умерла в Ворпсведе в возрасте тридцати одного года от закупорки кровеносных сосудов. Художница, сумевшая продать при жизни всего три из более чем четырехсот созданных ею картин, обрела международное признание лишь после смерти.