Итальянский живописец, архитектор и скульптор, работал в Италии и во Франции.
Учился в Мантуе у Джулио Романо, с 1532 работал при дворе Франциска I. Один из крупнейших представителей итальянского и французского маньеризма. Принимал участие в росписи дворца Фонтенбло, после смерти своего напарника Россо Фьорентино (1540) возглавил группу художников, работавших в королевском поместье (так называемая «школа Фонтенбло»). Этот пост он занимал и при следующих королях вплоть до Карла IX Валуа. К концу жизни занялся архитектурой, среди его работ – незавершенная часовня Валуа в аббатстве Сен-Дени, разрушенная в 1719.
(1504, Болонья - 1570, Париж)
Итальянский художник, работавший во Франции.
Приматиччо учился в Болонье у последователей Рафаэля Инноченцо да Иммола и Баньякавалло, а также, с 1526, в Мантуе у Джулио Романо. Ему приписывают росписи в Кабинете Аполлона в герцогском дворце (рисунок - Турин, Кор. библиотека) и в «Стукковом зале» Палаццо дель Те («Триумф императора Сигизмунда», 1530). Приматиччо испытал также влияние Корреджо и Пармиджанино.
В 1532 Джулио Романо отправил его вместо себя в Фонтенбло на службу к Франциску 1. Приматиччо встретил там Россо, более известного и более высоко оплачиваемого мастера. Ему поручили росписи покоев короля (1533 и 1535, «История Психеи»), известные по рисунку (Париж, Лувр) и копиям, которые позволяют нам представить ее стукковый декор и фрески, своей элегантной симметрией отличные от динамичных росписей Россо. В то же время Приматиччо начинает росписи покоев королевы, от которых сохранился только камин (1534-1537). В 1535 он украшает портик Порт-Доре, в то время главного входа в замок Фонтенбло («Сцены из истории Геракла»), и работает в павильоне Помоны (совместно с Россо, 1532- 1535, не сохранился; «Сады Помоны», рисунок - Париж, Лувр). Он начинает также украшение нижней галереи (1535-1542, росписи не сохранились, рисунки - Париж, Лувр).
Внезапная смерть Россо в 1540 благоприятствовала художественной карьере Приматиччо. Франциск 1 отправил его в Италию для приобретения произведений искусства, в особенности антиков. По возвращении в Фонтенбло он завершает работы, оставленные незаконченными Россо. Так, он украшает два кабинета в галерее Франциска 1 (росписи не сохранились), выходивших в центр галереи, где он написал «Данаю» (рисунок - Шантийи, музей Конде). Затем он расписывает Кабинет короля (1541-1545, росписи не сохранились, камин известен по рисункам; «Кузница Вулкана», Париж, Лувр), а также дверцы шкафов («Добродетели», рисунки - Париж, Лувр, и частное собрание). В те же годы он украшает шестью композициями вестибюль Порт-Доре (1543-1544). Покои герцогини д'Этан (1541-1544), обезображейная лестницей при Людовике XV и переделанная в XIX в., еще сохранила частично свой великолепный декор, где большие стукковые фигуры ритмично чередуются с фресками, исполненными по великолепным рисункам («Маскарад в Персеполисе», Париж, Лувр). Затем Приматиччо расписывает грот в Сосновом саду сценами, представленными в перспективе (1543, «Минерва», «Юнона», не сохранились, рисунки - Париж, Лувр). Затем на первом этаже галереи Франциска 1 он отделывает помещение Ванной (1541-1547, росписи не сохранились). Это одна из жемчужин Фонтенбло, где помещались шедевры королевской коллекции в сочетании со стукко и живописными композициями («История Каллисто», рисунки Париж, Лувр, и Лондон, Британский музей).
Эта активная деятельность, прерываемая поездками в Италию (1543 и 1546), во время которых Приматиччо испытывал новые влияния (в частности, искусства Перино дель Вага), облегчалась работой целой группы помощников, некоторые из которых были великолепными живописцами. Приматиччо возглавлял также мастерскую копий с антиков, привезенных из Италии, и мастерскую шпалер («Портьеры галереи Франциска 1», Вена, Музей истории искусств). В это время Приматиччо находился на вершине своей славы. Он был самым влиятельным художником тех лет, камердинером короля, а с 1544 - аббатом монастыря св. Мартина близ Труа. Однако смерть короля в 1547 и назначение Филиберта Делорма сюрентиндантом Кор. строений слегка уменьшили его могущество. Смерть или отъезд его помощников привели художника к новому пониманию декора, из которого исключены теперь стукковые элементы. В 1541 Приматиччо начал росписи галереи Улисса (не сохранились), над которыми он работал почти до самой смерти. Он создал 58 композиций на стенах, а на своде, разделенном на 15 травей, украшенных гротесками, были изображены сцены в смелых ракурсах, известные по многочисленным великолепным рисункам и гравюрам. В 1552-1556 Приматиччо создает росписи на мифологические сюжеты в Бальном зале дворца; в этой работе ему помогал Никколо дель Аббате, недавно приехавший в Фонтенбло и ставший его постоянным помощником.
Приматиччо исполнял также и частные заказы: росписи для кардинала Ипполита Феррарского (1548), в капелле Гизов (рисунки - Париж, Лувр; Шантийи, музей Конде, и др.). Под его руководством Жермен Пилон и его мастерская создавали скульптуры (гробница Генриха II, Сен-Дени, собор). В Фонтенбло сохранились и некоторые архитектурные работы Приматиччо. Он устраивал праздники и «въезды» (серия рисунков «Стокгольмский маскарад», Стокгольм, Нац. музей), а также делал рисунки для эмалей. Среди поздних произведений художника следует назвать две композиции, написанные для апартаментов герцогини д'Этан (1570), и новые росписи в покоях короля (не сохранились; сюжеты были взяты из «Илиады»; подготовительные рисунки - Париж, Лувр; известны также копии Белли и ван Тулдена). Все эти ансамбли создавались им вместе с Никколо дель Аббате. Загруженный заказами Приматиччо мало писал сам: среди немногочисленных картин, которые ему приписывают, можно назвать «Св. Семейство» (Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), «Одиссей и Пенелопа» (Толедо, Огайо, Музей искусства), а «Похищение Елены» (Бэрнард Каст, музей Боус) написано, вероятно, учениками. Об авторстве «Обморока Андромахи» (Провиденс, Род-Айленд, музей) судить трудно из-за плохого состояния картины.
Многие росписи Приматиччо не сохранились, другие находятся в плохом состоянии, но благодаря многочисленным рисункам (Париж, Лувр; Вена, Альбертина; Стокгольм, Нац. музей), исполненным тушью, акварелью или сангиной, нам известны характерные особенности его манеры, тонкой и ученой, и его поэтика. Искусство Приматиччо, широко известное благодаря гравюрам (исполненным, в частности, Мастером L. D.), оказало решающее влияние на развитие французской живописи, особенно в XVIII в.