Регистрация
Камиль Писсарро
Франция 1830−1903
Подписаться167             
Подписаться167             
Биография и информация
 
Жакоб Абрахам Камиль Писсарро (фр. Jacob Abraham Camille Pissarro; 10 июля 1830, остров Сент-Томас — 12 ноября 1903, Париж) — французский художник, один из основателей импрессионизма, сформулировавший его главные принципы и ставший учителем и наставником для молодых художников-новаторов.

Особенности творчества художника Камиля Писсарро: основными сюжетами, главной художественной целью и источником вдохновения для Писсарро были: земля, по которой он ходил, воздух, от плотности которого менялось все вокруг, свет, интенсивность которого влияла на восприятие цвета. Чистые цвета, плотные раздельные мазки, серии картин, написанных в разное время суток, — Писсарро всю жизнь был верен техническим находкам импрессионизма.

Известные картины Камиля Писсарро: «Кот-де-Бёф близ Понтуаза», «Бульвар Монмартр. Весеннее утро», «Бульвар Монмартр ночью», «Иней», «Красные крыши».

Историю жизни каждого второго художника-импрессиониста (и постимпрессиониста) можно начинать словами: «Если бы не Камиль Писсарро…» В 1902 году 63-летний Поль Сезанн, уже будучи признанным художником, для одной из выставок подписал свои работы «ученик Писсарро». Гоген, возможно, так и оставался бы биржевым брокером, коллекционирующим живопись, если бы не Писсарро.

Его личным талантом, помимо зоркости душевной и эмоциональной, было умение «постичь суть места». Писсарро — художник земли. В сельском садике под Парижем, у обочины пыльной дороги, на широкой городской улице или посреди замерзшего поля — как будто пульс Писсарро менялся в зависимости от того места, в которое он попадал.

Сент-Томас


Жакоб Абрахам Камиль Писсарро родился на маленьком тропическом антильском острове Сент-Томас, и до Франции остуда плыть больше 7 тыс. километров… Здесь были солнце и пальмы, размеренная, знойная, надежная жизнь сына успешного торговца, и никакой возможности стать настоящим художником. Хотя бы потому, что здесь просто негде было купить краски и не у кого учиться.

Всю жизнь, до самой смерти, Камиль Писсарро ищет художественную правду и исследует новые техники. Возможно, это связано как раз с тем, что он не получил в юношестве академического художественного образования. Писсарро впитывал мир глазами, искренне увлекался находками и новаторством своих друзей-художников. Весь мир был ему школой.

Венесуэла


Честно проработав 5 лет в лавке отца, 22-летний Камиль сбегает в Каракас, просто оставив родителям записку. Конечно, за новыми впечатлениями, конечно, без денег. Впрочем, денег у него не будет еще в ближайшие лет 40. В Венесуэле он много рисует со своим другом, художником Фрицем Мельби, самостоятельно зарабатывает на жизнь и возвращается домой через три года с точным пониманием своего предназначения. Отец отпускает Камиля во Францию.

Париж


Париж оказался слишком большим, шумным, непостижимо свободным и вызывающе беззастенчивым для скромного еврейского юноши. Город стремительно меняется в эти годы — растут широкие бульвары, строятся новые современные здания, зажигаются первые газовые фонари. В 1855 году, выбравшись в большой мир, Писсарро попадает прямиком на парижскую Всемирную выставку.

Ритм его жизни сразу же меняется: большие художники-наставники Коро, Курбе, Милле, академия Сюисса, знакомство с юными Моне, Ренуаром и Дега, совместные пленэры и постоянные разговоры о революционном искусстве. Это именно Писсарро, который лет на 10 старше каждого из них, станет вдохновителем и наставником Общества отверженных. Он нащупает и разработает главные художественные принципы будущих импрессионистов.

Понтуаз, Лювесьенн


Бунтовать против официального Салона и востребованного искусства — затея заведомо невыгодная. Писсарро отчаянно беден в 60-е, он целыми днями ходит по Парижу в поисках небольших заказов. Занимается росписью штор и другими прикладными художествами. И переезжает жить в пригород Парижа Понтуаз, а позже в Лювесьенн, не из любви к сельским, а из простого расчета — жилье здесь намного дешевле.

В 1860 Камиль Писсарро влюбился в горничную, которая служила его матери. 10 лет пройдет, прежде чем он женится на Джулии Веллей, к тому времени у них будет уже двое детей. А позже родятся еще шестеро. Писсаро обладал невероятной верой в собственное призвание, продолжая писать сельские пейзажи и в перерывах помогая жене копать огород, чтобы прокормить семью.

Лондон


Когда в 1970 году началась франко-прусская война, мечтать послужить отечеству могли юные независимые романтики, а Камилю Писсарро нужно было спасать семью. Как и его другу Клоду Моне. Они вместе уезжают в Лондон. Здесь происходит несколько важных встреч для каждого из них: с туманом, с Тернером и с Полем Дюран-Рюэлем.

Лондон с его неповторимыми ландшафтными и атмосферными эффектами покорил пейзажиста Писсарро — воздух здесь холодный, тяжелый, медленный, его можно пощупать. Он в восхищении пишет весенние дожди, густые туманы, снегопады. Мимо акварелей и полотен Тернера в британских музеях тоже не может пройти без восторга — в них столько света. И, наконец, Дюран-Рюэль — первый профессиональный продавец картин, который купил у Писсарро два пейзажа по 200 фунтов за каждый! Можно было жить.

Лювесьенн, Понтуаз


Война закончилась, но возвращение в Лювесьенн было грустным — в доме Писсаро солдаты устроили мясную лавку и полотнами устилали дорожки в саду. Из полутора тысяч картин уцелели только 40. И испытания только начинались.

В 1874 году пройдет первая выставка импрессионистов: из 165 картин, вывешенных на красных стенах в мастерской модного фотографа Нодара, было 5 полотен Писсарро. Через 2 года будет вторая, еще через год — третья выставка. К пятой многие коллеги Писсарро, устав от нищеты и тотального неприятия, разочаровываются и отказываются от участия, но только не Камиль Писсарро. Пройдет 8 лет и 7 выставок, прежде чем его вера в свое творчество оправдается еще и финансово.

Париж


В 1893 году тот самый Дюран-Рюэль, поддерживавший Писсарро и других импрессионистов все эти 20 лет, открывает выставку художника. На ней будут представлены 46 работ. Нельзя сказать, что на Писсарро обвалилась слава и богатство. Он радуется стабильным продажам картин и всегда боится, что вернется голодное прошлое.

Пульс Писсарро остановился в 1903, его картины сегодня украшают собрания великих музеев мира, но все равно художник не так известен, как его друзья и ученики Моне, Дега, Ренуар, Сезанн, Гоген. Художниками стали все пятеро сыновей Писсаро и даже некоторые внуки и правнуки. Все-таки это фантастически редкий дар — быть убедительным учителем и верить в правильность избранного пути.

Автор: Анна Сидельникова
Читать дальше
Работы понравились
Yulia Filin
+52

Лента
Писсарро приезжал в этот город уже три раза, прекрасно знал его и изучил, казалось, все мотивы и привлекательные места. Но ехать с мольбертом в Руан после Моне – завидная смелость и профессиональная дерзость. Камиль Писсарро понимает, что каждый, кто в Париже увидит его руанские полотна, вспомнит о знаменитой серии Моне, которая несколько лет назад с успехом распродавалась прямо с выставки в галерее Поля Дюран-Рюэля. А значит, нужно подойти к Руанскому собору совсем с другой стороны, но и не делать при этом вид, как будто собора не существует вовсе.

Тогда Камиль Писсарро прячет грандиозную, древнюю, настойчиво привлекательную для приезжего художника достопримечательность за простые городские постройки. Не такие величественные и сакральные, не такие важные. Так, будто он ходит мимо этого собора всю жизнь, будто он вырос и состарился в Руане.

С этой точки обзора Писсарро написал в Руане три картины. Только эта является частью музейной экспозиции, две другие – в частных коллекциях (1, 2). Художник писал сыну из Руана, что нашел прекрасное место, с которого можно написать не только улицу, но и рынок. Писсарро ждет пятницы, пока на городском рынке начнется рабочий день. Это «оконный период» Писсарро, когда он почти не выходит на пленэр из-за прогрессирующей болезни глаз. В последние несколько лет жизни он просто смотрит в окно и наслаждается возможностью иногда менять эти окна и вид за ними – у Писсарро наконец-то появились деньги для путешествия.

В этой цельной картине со сжатым пространством две совершенно разные по техническому исполнению области. Одна – собор, нечеткий, текущий и призрачный в толще воздуха. Классический импрессионизм, реверанс в сторону юношеских находок. Вторая область – это мир рынка, шумный и яркий, устойчивый и наполнившийся в солнечном свете тяжестью и объемом. Несколько пятен чистого цвета на козырьке и на крышах прямо по улице Эписери уводят Писсарро далеко от мерцающих стен собора. Некоторые критики видят на этом руанском рынке геометрическую гармонию, которая предвещает скорое и настойчивое изменение живописной философии, которая предвещает кубизм.

Писсарро вернулся в Париж – и Поль Дюран-Рюэль тут же купил у него за полторы тысячи франков картину с видом руанского рынка.

Автор: Анна Сидельникова
Камиль Писсарро. Старый рынок в Руане

Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
«Кот-де Бёф близ Понтуаза» - одна из самых больших картин Камиля Писсарро, которую он очень любил. На персональной выставке в 1892 году художник попросил за нее неожиданно и самоуверенно огромную сумму – 2 тысячи франков. Картина тогда, конечно, не продалась. Трудно заподозрить в таком намерении Писсарро, который едва сводил концы с концами, но, возможно, такая несвоевременная цена прозвучала как раз в надежде, что картину не купят – и ее можно будет вернуть домой. «Кот-де Бёф близ Понтуаза» продала галеристам Бернхайм-Жен жена Писсарро уже спустя 10 лет после смерти мужа.

Если принимать технику быстрого наложения мазков как основополагающую для импрессионизма, то эта картина Писсарро – одна из самых неимпрессионистских. И восхищаясь этой работой, ее хвалят не как импрессионистский пейзаж, а как огромное академическое полотно, которые в Салонах принято было рассматривать в лупу, изучая тонкости нанесения краски.

«Тестообразной, ворсистой и измученной» назвал поверхность картины французский критик Шарль Эфрусси. «Бенедиктинский труд» (французский фразеологизм, означающий длительную интеллектуальную работу, которая потребовала много терпения) - сказал о работе над полотном сам Писсарро. Британский художник Уолтер Сикерт увидел картину Писсарро в лондонской Knoedler Gallery: «Сейчас писатели почти боятся в отношении произведений искусства произносить слово «кропотливый»… Но прелесть этой картины состоит главным образом в огромной и неустанной кропотливости, в труде, таком искусном, таком быстром и таком терпеливом, что чем больше его вкладывается, тем более ясен и прост результат».

Камиль Писсарро работал в окрестностях Понтуаза в эти годы вместе с Полем Сезанном. И на третьей выставке импрессионистов были представлены пейзажи обоих художников. Для Сезанна это время ученичества, восхищения личностью, умом и творчеством Писсарро, время обретения уверенности в своем пути, осветления палитры. Сезанн часто ходит со своим «добрым богом» на пленэр, но мольберт ставит всегда выше, всегда позади. Никого не должно быть за спиной, даже Писсарро. «Кот-де Бёф близ Понтуаза» и картина Поля Сезанна «Сад на склоне Сен-Дени, Понтуаз» Сезанна написаны, скорее всего, в одном из таких совместных походов – точка зрения на склон Сезанна немного выше. И, конечно, это было время взаимного влияния. Ведь Писсарро не просто опекал юного Поля, он искренне восхищался его живописной энергией и темпераментом.

Поэтому в стройное в общем-то и привычное, фирменное воздушно-прозрачное настроение писсарровских картин 1870-х пробирается страсть. Не сезанновская агрессивная и сокрушительная, конечно. Среди горизонтальных, устойчивых в основном картин – резко вертикальная и динамичная. Искусствоведы, изучавшие ее красочный слой, пишут о целом наборе эффектов. Вершины на заднем плане и деревья написаны в несколько слоев: сначала густой и насыщенный, сверху – полупрозрачный и легкий. Подлесок на первом плане – сетка тщательных пересекающихся мазков, напоминающая плетение грубой ткани. Преобладающий на переднем плане зеленый цвет как будто понемногу тускнеет и выцветает при удалении вглубь – а оттенки красного наоборот усиливаются. Этот эффект создает глубину и перспективу.

26 лет этот большой тестообразный, насыщенный, контрастный пейзаж провисел в спальне художника, до самой его смерти.

Автор: Анна Сидельникова
Камиль Писсарро. Кот-де-Бёф близ Понтуаза
Вся лента
Работы художника
всего 184 работы
Камиль Писсарро. Иней
0
Иней
1873, 65.5×93.2 см
Камиль Писсарро. Кот-де-Бёф близ Понтуаза
2
Кот-де-Бёф близ Понтуаза
1877, 114.9×87.6 см
Камиль Писсарро. Старый рынок в Руане
5
Старый рынок в Руане
1898, 81.3×65.1 см
Камиль Писсарро. Автопортрет
2
Автопортрет
1873, 73×50 см
Камиль Писсарро. Бульвар Монмартр. Весеннее утро
1
Бульвар Монмартр. Весеннее утро
1897, 65×81 см
Камиль Писсарро. Оперный проезд, Париж под дождем
1
Оперный проезд, Париж под дождем
1898, 73.6×91.4 см
Камиль Писсарро. Оперный проезд
2
Оперный проезд
1898, 73×92 см
Камиль Писсарро. Карнавал на бульваре Монмартр, на закате
0
Карнавал на бульваре Монмартр, на закате
1897, 54×65 см
Камиль Писсарро. Сенокос в Эраньи
0
Сенокос в Эраньи
1889, 73×60 см
Посмотреть все 184 работы художника
HELP