Регистрация
Тематическая неделя • 24-30 июля
Айвазовскому - 200 лет
15 статей
Юрий Михайлович Александрочкин
Юрий Михайлович Александрочкин
Юрий
 Михайлович Александрочкин
Россия 1937−2008
Подписаться0             
Подписаться0             
Биография и информация
 

29 мая на 72-м году жизни оставил этот мир замечательный сумской живописец Юрий Михайлович Александрочкин. На какой бы то ни было выставке его светлые, лирично звучащие полотна заставляли останавливаться и подолгу рассматривать мастерски выстроенную композицию, линейную перспективу, высококлассное владение палитрой или просто, не вникая в специфические подробности, наслаждаться красотой. Спокойствие и гармония, идущие от его картин, трогали и простых людей, и самых известных критиков-искусствоведов.

Каким был человеком, как прожил жизнь? Ответы на эти вопросы наверняка хотели бы получить все сумчане — почитатели таланта мастера.

Рассказывает сын художника, 41-летний Александр Александрочкин:

— В жизни папа был человеком долга и никогда не подводил тех, кто на него рассчитывал. Спокойный, немногословный, любивший и стремившийся к гармонии человек. Не зря говорят, что в картинах проявляются и душа, и характер самого живописца. Ему были чужды амбиции. Он много работал и много пережил. Родился и вырос на Волге, в многодетной семье рабочего. 6-летним пацаном встретил войну. Слышал грохот Сталинградской битвы, пережил голод, разруху, нищету. А от голодной смерти спасли арбузы — правда, ночью мальчишке приходилось проникать на колхозные поля и двадцать километров тащить полные мешки. Рисовал с самого юного возраста. Ходил в изостудию. А в один прекрасный день в единственной майке-тенниске и потертых спортивных штанах поехал в Краснодар и, выдержав серьезный конкурс, поступил в художественное училище.

Потом учился в Харькове. Там, в институте, встретил мою маму. Она хотела стать библиотекарем… и, конечно, хорошей женой. И стала. Они всегда были вместе, до золотой свадьбы отец не дожил каких-то два с половиной года. По распределению работал в Сумском театре им. Щепкина художником-постановщиком. Его декорации к спектаклям «Назар Стодоля», «Фауст и смерть», «Снежная королева», получившие одобрение критиков, наверняка помнят и сумские театралы. А Сумы выбрал потому, что в середине 60-х трудящихся на ниве искусства еще ценили и давали квартиры. Да и сам город ему чрезвычайно понравился, как и окрестности, да и вообще живописная Сумщина и конкретно Лебединщина, в которую был влюблен.

Любил рыбачить. Помнится, мы частенько ездили на его родину, на Волгу. Большая рыба там не редкость. Как-то сидим в лодке недалеко от берега. И вдруг он говорит: «А ну-ка, сын, глянь, что там на берегу за камень такой скользкий лежит?» Подхожу. Оказалось, это не камень, а 30-килограммовый сом! Июль. Жара под сорок, а усатый, видно, объелся (в его брюхе мы нашли двадцать окуней). Гиганту стало плохо, и он выбросился на берег. Но был еще живой, пришлось повозиться… Что еще рассказать? Папа был первым моим учителем рисования. Впрочем, я, хоть и окончил художественную школу, профессиональным художником так и не стал. По образованию я инженер-океанолог, кандидат математических наук, а сейчас работаю аналитиком в одной международной компании. Вспоминаю, было время, когда папина наука и советы здорово помогли. В студенческие годы я неплохо подрабатывал, рисуя пейзажи и натюрморты и продавая их на Арбате.

Своих внучек — моих дочек — Наташу и Полину дед тоже учил рисованию. Показывал оттенки. Хотел ли он, чтобы девочки стали художницами? Может быть. Но настаивать не стал бы. Главное, чтобы люди хорошие были, — так считал. Он любил людей. Портреты, да и вообще все, писал на одном дыхании, у него не было «вымученных» работ. И все, что он делал, нравилось — его картины есть на всех, кроме разве что Африки, континентах.

— А как сложилась судьба творческого наследия вашего отца?

— Его работы сумчане могут видеть в Сумском художественном музее, в краеведческом музее (диарамы основания Сум и другие), в Путивльском краеведческом музее (диарамы, оформление интерьера). Все оставшиеся в мастерской картины, этюды, наброски я заберу с собой в Одессу, где живу с семьей и где — на Западном кладбище — лежит теперь художник Юрий Александрочкин. Некоторые работы будут выставлены на продажу (8−050−333−48−96). Уверен, что и через пятьдесят лет картины отца будут, как и сейчас, вызывать интерес и восхищение наших потомков. Они понятны, они сделаны с любовью к окружающему и к людям.

(статья: Юлия Лесина «Светлой памяти светлого мастера», еженедельник «Ваш шанс»)

Читать дальше

HELP