войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Николае
Григореску

Румыния • 1838−1907

Сын крестьянина. Учился в Бухаресте (до 1855) и в Школе изящных искусств в Париже. В юности делал иконы, расписывал церкви и монастыри. В 1861≈69 работал во Франции, где примыкал к барбизонской школе. Как румынский доброволец участвовал в русско-турецкой войне 1877≈78. Писал пейзажи Румынии, портреты, исторические, батальные и жанровые композиции, проникнутые глубоким демократизмом, свободные по живописи, со свежим, несколько высветленным колоритом. Его произведения («Крестьянка из Мусчела», 1877, «Штурм Смырдана», 1885, «Телега, запряжённая волами», около 1890, ≈ все в Музее искусств СРР, Бухарест) сыграли важную роль в становлении румынского реалистического искусства конца 19 ≈ начала 20 вв.

Родился в крестьянской семье. Потеряв отца в детстве, учился в иконописной мастерской А. Хладека, писал иконы и расписывал храмы. За роспись церкви в Агапийском монастыре (1858—1861) получил Государственную стипендию для обучения в Париже. В 1862—1863 занимался в Школе изящных искусств у С. Корню, затем работал вместе с художниками-барбизонцами в лесу Фонтенбло. Время от времени приезжал в Румынию (1864, 1867). Вернувшись на родину в 1869, поселился в Бухаресте. В 1873—1874 посетил Вену, Венецию, Падую, Флоренцию, Рим, Неаполь, Афины, Константинополь. В 1880—1887 вновь жил во Франции: зимой в Париже, летом в Бретани. Окончательно обосновался в Румынии в 1887, сначала в местечке Посада у подножья Карпат, затем в Кымпине.

На формирование творчества Григореску серьезное влияние оказало знакомство с мастерами барбизонской школы и совместная работа с ними на пленэре. Именно природа становится основной темой картин художника. Его пейзажи, созданные в ту пору, пронизаны светом и воздухом. Вернувшись на родину, он пишет обыденные сцены сельской жизни, характерные типы крестьян (Возвращение с ярмарки, Крестьянка из Мусчела, оба — 1870-е, Бухарест, Музей искусств). Он не ищет красивые ландшафты, его не прельщают романтические цветовые эффекты. В работах художника все буднично: пыльные дороги с бредущими волами, покрытые редколесьем пригорки, освещенные солнцем и окутанные тенью, но во всех этих непритязательных пейзажных мотивах много искреннего лирического чувства. По собственным словам мастера, он пишет то, что трогает его душу.

В 1877 Григореску как репортер-рисовальщик участвует в освободительной войне против турецкого владычества. Многочисленные зарисовки и этюды, исполненные в походах, стали впоследствии ценным материалом для создания больших батальных картин, самая известная из которых — Штурм Смырдана (1885, Бухарест, Музей искусств).

Творчество Григореску оказало сильное воздействие на молодое поколение румынских художников. Его произведения восхищали мастерством пленэрной живописи, светлым воздушным колоритом и легким, почти эскизным мазком.

Перейти к биографии