Член Союза художников России и международной Ассоциации изобразительных искусств при ЮНЕСКО, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования (МАНПО) и член УМО по изобразительному искусству.
Таранов Н.Н. окончил Украинский полиграфический институт им. Ивана Федорова по специальности «Графика» в 1979 году. С 1983 по 1993 года заведовал кафедрой оформления и иллюстрации книги УПИ (Украинский полиграфический институт). Имеет два свидетельства на промышленный образец новых шрифтов и авторские конструкции изданий для детей дошкольного возраста. Руководил СНТБ по разработки и внедрению шрифтов для наборно-печатающих автоматов Кировоградского ПО «Пишмаш». Автор пяти учебных пособий по искусству шрифта, основными из которых являются «Рукописный шрифт» (Львов, 1986г.), «Искусство рукописного шрифта» (Москва, 1989 г.), «Шрифт и образ» (Москва, 1991 г.). В 1983 г. поступил в аспирантуру при Московском полиграфическом институте (научный руководитель профессор кафедры ХТОПП Ю.И. Чувашев). В 1986 г. защитил кандидатскую диссертацию (Художественно-промышленное училище им. Строганова) и получил ученое звание: кандидат искусствоведения. В 1994 г. получил ученое звание профессора кафедры оформления и иллюстрации книги УПИ.
Весной 1994 года вернулся на постоянное место жительства в г.Волгоград и был приглашен на работу в Волгоградский государственный педагогический университет. С 1 июля 1994 г. является заведующим кафедрой рисунка и живописи Волгоградского государственного педагогического университета.
В 2002 году получил звание члена-корреспондента Международной академии наук педагогического образования (МАНПО). Участник Всероссийских, региональных, городских и университетских научно-практических конференций. Имеет ряд публикаций в российских, международных сборниках научных трудов. В 2002 году вышла монография «Художественно-образная выразительность шрифтов» (г. Волгоград).
В 2003 защитил докторскую диссертацию в Московском педагогическом государственном университете по специальности 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (изобразительное искусство).