1924 — родился 25 сентября в с. Новопавдовке Врадиевского района Одесской области в семье рабочего
1932 — переехал с родителями в г. Запорожье
1933—1941 — учеба в средней школе № 23 г. Запорожья
1941 — вступление в ряды ВЛКСМ
1941—1946 — был с семьей в эвакуации в г. Омске, где работал на заводе слесарем-лекальщиком
1946—1950 — учеба в Днепропетровском художественном училище на живописном отделении (преподаватели — Н. С. Погребняк, М. Н. Панин)
1948 — первое участие в областной художественной выставке
1950—1984 — работа в качестве художника в Днепропетровском художественно-производственном комбинате Художественного Фонда УССР
1961 — первое участие в республиканской выставке
1962 — первая персональная выставка
1963 — первое участие во всесозной выставке
1963 — был принят в члены Союза художников СССР
Собрания, в которых находятся произведения В. Эрлиха
1. Днепропетровский государственный художественный музей.
2. Днепропетровский исторический музей им. Д. И. Яворницкого.
Выставочные фонды
1. Дирекция выставок Министерства культуры УССР.
2. Дирекция выставок Союза художников УССР.
Владимир Исаакович Эрлих принадлежит к тому поколению советских художников, творчество которых формировалось в трудные послевоенные годы. Художественные наклонности в нем проявились рано, и со временем укрепилось твердое желание посвятить свою жизнь искусству. Но война помешала его занятиям, и только в 1946 году В. Эрлих поступает в Днепропетровское художественное училище. Его первыми учителями и наставниками стали известные художники Н. С. Погребняк и М. Н. Панин, воспитавшие большую плеяду замечательных мастеров украинского советского изобразительного искусства.
С первых дней в стенах училища В. Эрлих много работает, как бы наверстывая упущенные годы, и в результате, еще будучи студентом третьего курса, становится участником областной выставки профессиональных художников. Уже тогда определились его пристрастия в живописи. Каждый художник в творчестве выбирает свой жанр. Для В. Эр-лиха таким жанром стал портрет. В период, когда формировалась его личность, когда постепенно накапливался живописный опыт, он обращался к разным жанрам. Но со временем все настойчивее проявляется в нем стремление вникнуть во внутренний, духовный мир человека, и тогда он приходит к серьезному изучению портретной живописи, к новаторским поискам в этом жанре.
Настоящая персональная выставка к 60-летнему юбилею В. Эрлиха раскрывает перед нами более чем тридцатилетний творческий путь художника, чей талант всегда был обращен к людям. В экспозиции представлены практически все жанры живописи: портрет, тематическая картина, пейзаж, натюрморт. Небольшой раздел графики, в котором экспонируются офорты, рисунки тушью, карандашом, сангиной и акварели, удачно дополняет авторский монолог художника.
Участник всех областных, многих республиканских и всесоюзных выставок, В. Эрлих в экспозиции своей выставки предстает перед зрителем зрелым мастером, который в творчестве всегда оставался верен традициям советского реалистического искусства. Его ранние работы отражают тенденции, характерные для советской живописи 50-х годов. («Галя». 1954 г., «Дед Остап». 1954 г., «На скамейке». 1959 г.). Однако сюжетная повествовательность вскоре уступает место определенному обобщению, хотя ее присутствие еще ощущается в-некоторых работах последующего десятилетия. И в то же время расцветает его дарование как художника-портретиста.
За свою жизнь В. Эрлих написал сотни портретов — лирических и репрезентативных, романтических и камерных. Многие из них вошли в экспозицию выставки, и следует отметить, что все онц объединяются большим уважением художника к своим моделям, так как главный герой его портретов — человек труда.
Не сразу сложилась у В. Эрлиха собственная, индивидуальная живописная манера. Его первые портреты сродни жанровым оценкам, в которых он еще не стремится к глубокому анализу внутреннего построения образа. Для него на этом этапе важнее ритмика композиции, поиск выразительного цветового решения. Однако настойчивая работа с натуры, искренний интерес к модели со временем выводят его за рамки решения чисто формальных задач. А работу с натуры художник считает для себя главным, обязательным ежедневным делом. Его почти не застанешь в мастерской. Он часто бывает на заводах и фабриках, на колхозном поле и ферме. И везде он ищет интересный характер, добивается цельности восприятия модели. Его портреты, дописанные затем в тиши мастерской, не теряют свежести первого впечатления. Творческое мышление художника постоянно развивается, благодаря чему его портреты приобрели большую глубину проникновения. Он чувствует свою модель, остро передает портретное •сходство. И всегда мастер подчеркивает то, что объединяет всех советских людей — высокое чувство достоинства рабочего человека. Разные по композиционному и образному прочтению, портреты В. Эрлиха всегда несут в себе внутреннее отношение автора к модели.
В своей работе художник отдает предпочтение обстановочному портрету. Чаще всего его модель находится в среде, которая уже сама по себе становится дополнительным аспектом характеристики. Часто в портретах одного времени он преследует решение сходной композиционной и колористической задачи в разных вариантах. Примером могут служить серии портретов штукатуров и строителей, в которых он подчеркивает волевое начало и красоту души женщин, занятых этим нелегким трудом.
В последние годы художник стремится к созданию портретного образа-типа, в котором внутреннее содержание заключается в широком обобщении лучших черт характера советского человека. Таковы портреты «Вязальщица», «Мотальщица», «Прядильщица», «Монтажники» и многие другие, в самом названии которых документальность уступает место собирательности. Следует отметить также определенные изменения стилистики живописи художника. Если ранние его работы построены на цветовой иллюзорности, то в последних его произведениях цвет приобретает более декоративное, обобщенное звучание.
В своем творчестве В. Эрлих часто обращается к исторической теме. Он справедливо считает, что глубокое понимание современности немыслимо без памяти о героическом прошлом нашего народа. На выставке показаны большие тематические полотна «Делегаты Коминтерна», «И. В. Бабушкин среди рабочих Екатеринослава». Интересен исторический портрет «И. В. Бабушкин». В нем нет прямых впечатлений, которые художник получает от живой модели. Романтико-героическое прочтение образа исходит, безусловно, от знания роли личности И. В. Бабушкина в деле свершений революции. Художник создает емкий образ, подчеркивает незаурядность ума, благородство души и вдохновенный порыв. Образ пламенного революционера в этом портрете приобретает вневременное звучание. Историческими можно назвать и портреты тех, кто с оружием в руках отстоял родную землю в грозные годы Великой Отечественной войны. Герои Советского Союза А. Н. Во-лохов и М. Е. Колосов — наши современники, но художник стремится через конкретную человеческую судьбу рассказать о мужестве своего народа, его силе духа и героизме.
Лирическая сторона дарования В. Эр-лиха ярко раскрывается в многочислен ных пейзажах. Истинный художник не может быть равнодушным к красоте природы, и автор выставки — не исключение. Он любит писать Днепр в разную пору дня и времени года. Поэтические образы могучей реки и юности подкупают искренностью и мастерским владением техникой тональной живописи. Изысканностью колористического решения отличаются пейзажи Седнева, в которых художник запечатлевает тончайшие нюансы переходных состояний пробуждающейся весенней природы.
Выставка В. Эрлиха дает возможность увидеть творчество интересного мастера в его развитии, оценить по достоинству его творческую индивидуальность. Художник-гражданин, он в своих произведениях утверждает лучшие черты нашего современника, и в этом заключается большая ценность его искусства.
(Автор статьи: Л.Бондарь, искусствовед)