войти
опубликовать

Алексей
Михайлович Якушенко

С благодарностью Алексей Якушенко [его юбилейная выставка демонстрируется в выставочном зале ЗОНСХУ] вспоминает своих педагогов: руководителя гуляйпольской изостудии Виктора Григорука, преподавателей Днепропетровского художественного училища Александра Куко и Николая Погребняка. Особенные человеческие отношения связывали его с Василием Ермиловым, у которого в шестидесятые годы учился в Харьковском художественно-промышленном институте.

Большой период в жизни художника связан с заводом «Запорожсталь», где он создал и руководил бюро художественного конструирования – с 1967 по 1982 год. Он – один из тех, кто прививал на запорожском грунте оригинальные идеи харьковской школы дизайна. Но творчество для Алексея Якушенко всегда было самым важным и самым необходимым. В 1980 году Алексей Михайлович стал членом Национального союза художников Украины.

Вдохновение для него – нечто, захватывающее до самой глубины сердца. Рассказы многих художников об этом неуловимом состоянии и разнятся, и похожи одновременно. В определении Алексея Михайловича меня поразила фраза, близкая поэтической: “Писать надо – пока захватывает дух, пока горит в душе…”

Передача света то нежно загорающегося утра, то пламенеющего заката – едва ли не центральная задача его живописных поисков. Туманность атмосферы, прозрачность силуэтов деревьев, зыбкость отражений в реке, глубина цвета, богатство полутонов – даются ему одинаково легко.

Акварель для Алексея Якушенко стала той техникой, в которой сформировалась его живописная манера. На выставке много акварелей. Они написаны то густо, когда художник взял мало воды, и цвет набрал всю свою силу, то деликатно и прозрачно – едва прикасаясь влажной кистью. Тут прекрасен и упавший из букета лепесток, и оброненная веточка, и запотевшее стекло, и трепетная листва. А когда художник хочет добиться впечатления живой осязаемости изображения, особенно в натюрмортах, он вводит бархатную пастель.

В последние годы Алексей Якушенко много работает в масляной технике. Его масло легкое, светящееся прозрачными полутонами. Он часто применяет его в портретах, которые написаны в добротной реалистической традиции. Пейзажные мотивы акварели художник иногда повторяет в масле, добиваясь большей полноты цвета. Его возраст – время мудрости и мастерства. Все, что копилось юностью, отстоялось и превратилось в творчество.

(автор статьи: Оксана Алексеева)

Перейти к биографии