Родился в Самаре в 1901 г. Умер в Москве в 1973 г.
Плеханов учился сначала в Самарском художественно - педагогическом техникуме, позже в Москве: с 1923 г. по 1925 г. в студии Д.Н. Кардовского, а в 1925-1931 гг. в студии В.Н. Яковлева. Одновременно, с 1925 года начал заниматься реставрацией под руководством И.Э. Грабаря. Им были проведены реставрации фресок XI века в Киеве, росписей соборов и теремов Московского Кремля, а также сложная операция по переводу стенной живописи М.А. Врубеля на холст. Плеханов писал пейзажи, портреты, жанровые картины, которые отличает изысканность живописной манеры.
Самарский художественный музей знакомит зрителя с наследием одного из наименее изученных художников–уроженцев Самары, Николая Ивановича Плеханова. Забытый гений прошлого века, мрачный мистический реалист Плеханов, наконец, извлечен из фондов.
Его выставка приурочена к празднованию 160-летия Самарской губернии и 110-летию со дня рождения художника и реставратора. Плеханов учился в Москве в студиях Д.Н. Кардовского (1923 - 1925) и В.Н. Яковлева (1925-1931), с 1925 года начал заниматься реставрацией под руководством И.Э. Грабаря и многое сделал на этом поприще. Им были проведены реставрации фресок XI века в Киеве, росписей соборов Московского Кремля, операция по переводу стенной живописи М.А. Врубеля на холст. В то же время творчество Плеханова-живописца широкой публике почти не известно. Тем большее значение имеет тот факт, что в 1976 году, благодаря щедрому дару сына художника Сергея Николаевича в собрание музея поступило плехановское наследие, состоящее из 36 полотен. В последующие годы лучшие из них появлялись на музейных выставках, однако большая часть хранилась в запасниках. На настоящей выставке представлены 13 отреставрированных картин Плеханова. В дальнейшем, после окончательного завершения реставрации, планируется показать все 36 произведений на выставке, посвященной 40-летию со дня смерти художника.
«Совершенно очевидно, что профессия реставратора оказывала сильное воздействие на круг интересов Плеханова-художника. Следуя за своим учителем, «воинствующим реалистом» В.Н. Яковлевым, Плеханов видел окружающий мир как бы сквозь призму классического искусства, традиций западноевропейской живописи XVI - XVII веков. Многие его работы проникнуты пафосом стиля барокко, подчас он гипертрофирует форму и оказывается на грани натурализма. В то же время в его холстах проступают реалии советского времени, а некоторыми сторонами оно сближается с неоклассическими и сюрреалистическими тенденциями в искусстве Западной Европы 1920-х годов.
В портретных работах художника перед нами не столько конкретные люди, его современники, сколько представители народа, живущего беспросветной жизнью, обособившиеся в своем горе, носители горькой мудрости. Здесь отдаленно прослеживаются реминисценции творчества Рембрандта. Не случайно это старики и старухи, здесь совершенно отсутствуют изображения людей молодых.
Особое место в творчестве Плеханова занимают работы жанрового и пейзажного характера – здесь заметно влияние нидерландской и фламандской живописи. Автор тяготеет к крупномасштабным холстам, яркий пример – картина «Торговка рыбой», созданная по образцу многочисленных нидерландских «рыбных рынков» XV-XVI вв.
Пейзажи Плеханова также явственно ориентированы на панорамные пейзажи нидерландских мастеров, в их числе холсты «Зима», «Стадо» и ряд других.
Произведения на современные темы у Плеханова практически отсутствуют, к ним относится лишь выразительное полотно «У изгороди». Здесь сквозит колорит конца 1920-х – начала 1930-х годов, переданы характерные типы деревенских девушек, стремящихся приобщиться к городской жизни, и в то же время несущих в себе выраженные черты деревенской ментальности.
Собрание произведений Н.И. Плеханова еще ждет своего глубокого, всестороннего изучения».
Выставленная работа Плеханова Н.И. "Летний пейзаж" является подлинной, написана автором в начале 30-х годов 20 века.