войти
опубликовать

Бартоломе
Бермехо

Испания • 1450−1498

Биография и информация

Испанский художник. О жизни Бермехо почти ничего не известно, поэтому достаточно трудно приписать его творчество к какой-либо определенной художественной школе. О периоде его ученичества до сих пор ведутся дискуссии. Согласно подписи на «Пьете» из собора в Барселоне, Бермехо мог быть уроженцем Кордовы, однако его стиль не имеет ничего общего с андалузской школой. Испанский исследователь Тормо полагает, что художник мог быть знаком с Нуньо Гонсалвишом, а американец Пост считает, что с ван Эйком. Совсем недавно Дж. М. Браун получил доказательства, подтверждающие последнюю гипотезу. Действительно, картина «Смерть Марии» (Берлин-Далем, музей) обладает иконографическим сходством с мастером, работавшем в Брюгге и Генте. Вместе с тем «Мадонна» из Акви (Италия) свидетельствует о некоторых контактах с Италией. По своему стилю Бермехо близок к мастерам арагонской школы; в Арагоне он работал в 1474, 1486 и 1495, вместе с Мартином Бернатом, Мигелем Ксименьесом и Хайме Уге. Некоторые историки искусства считают именно Бермехо основоположником арагонской школы; другие, напротив, полагают, что этот странствующий художник был всего лишь преемником арагонских мастеров. Согласно гипотезе Тормо, обратившего внимание на древнееврейские надписи на некоторых картинах Бермехо, художник был крещеным евреем. Творчество Бермехо не обладает зрелостью и совершенством его современников фламандцев, однако оно наполнено глубокой силой, выражающей его эстетическую концепцию. Стремясь к монументальности, мастер объединяет чувство конкретности и осо-бую физиогномическую выразительность. В пейзаже Бермехо выступает как натуралист; он тонко улавливает и передает светотеневые эффекты, в только ему одному свойственной манере. Его творческая эволюция заключается в последовательном отказе от арагонских типажей и обращении к более патетической трактовке фигур. Документы из архива собора в Барселоне и протоколы из Сарагосы позволили идентифицировать и датировать (между 1474 и 1495) некоторые из сохранившихся произведений Бермехо. Он является автором четырех картин, три из которых подписаны, а подлинность четвертой подтверждают документы. К этому можно добавить витраж в баптистерии собора в Барселоне, эскиз которого был заказан художнику в 1495. В 1474-1477 он создает композицию «Св. Доми-ник» (Мадрид, Прадо), происходящего из Дароки (Арагон), - здесь изображена величественная, неподвижная, горящая золотом фигура святого. Это панно представляет собой центральную часть алтаря, выполненного для этой церкви и завершенного в 1477. Художник использовал здесь пирамидальную композицию и фронтальное расположение фигуры; реалистичность в трактовке лика святого констрастирует с неподвижностью и пышностью трона и одежд. Особое внимание уделено золотым и серебряным предметам, вышивкам и декоративным аллегорическим сюжетам. «Пьета» из собора в Барселоне (1490) содержит латинскую надпись: «Opus Bartholornei Vermeio Cor-dubensis impulsa Lodovici de Spla barcinonensis ar-chidiaconi absolutum XXIII aprilis anno salutis chris-tianae MCCCCLXXXX». По своему драматизму, колориту, экспрессии и реалистичности в передаче фигур молящихся эта картина может быть отнесена к зрелому периоду творчества Бермехо. Сияние и глубина пейзажа - одно из самых больших достижений художника в этом жанре, в котором мало работали испанские мастера. Витраж в соборе в Барселоне был исполнен по рисунку Бермехо неким Фонтанетом в 1493-1495. В эти годы художник создает рисунки и для девяти других витражей, которые должны были украсить купол того же собора (не сохранились). Два других подписных произведения Бермехо не датированы: панно «Св. Михаил» из Туса (Лутн Ху, Бедфердшир, собрание Вернер), подписанное «Ваг-tolomeus Rubeus», и композиция «Мадонна Монфера-то» из собора в Акви, сумеречный пейзаж которой написан в натуралистической манере в духе «Пьеты» из собора в Барселоне. К числу других работ, чье авторство исследователи приписывают Бермехо, относятся картины «Смерть Марии» (Берлин-Далем, музей); созданная, вероятно, в Валенсии «Пьета» (Барселона, собрание Матеу); алтарь «СантаЭнграсия» (Дарока, Арагон; центральная часть Бостон, музей Гарднер; створки музеи вДа-роке, Бильбао и СанДиего, Калифорния); и четыре панно каталонского периода, изображающие сцены из жизни Христа (Барселона, Музей изящных искусств Каталонии, и фонд Аматльер).