С произведениями В.А. Михалёва можно познакомиться в Москве: в Государственной Третьяковской галерее, в Государственном центральном театральном музее им. А.А. Бахрушина, в Государственном литературном музее, в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. на Поклонной горе; в Санкт-Петербурге его работы экспонируются в Государственном Русском музее. В Архангельске более 30-ти произведений Михалёва: в Музее изобразительных искусств, в Краеведческом музее, в Доме-музее сказочника и художника Беломорья С.Г. Писахова. На родине Михалёва – в старинном вологодском посаде Верховажье, в Верховажском историческом музее экспонируются 10 скульптурных работ скульптора, его рисунки, имеется архив библиографических материалов. Вообще же произведения скульптора представлены более чем в сорока музеях нашей страны и за рубежом.
Недалеко от Верховажского исторического музея в деревне Сомицино (б. Рябково) сохранился дом, в котором 15 апреля 1926 года родился Валентин Андреевич Михалёв. Дом находится у самой дороги, по которой прошёл в Москву юный Ломоносов. Можно сказать, символично, что жизненный и творческий путь Михалёва проследовал этой дорогой: родился он на Вологодчине, долгие годы жил в Архангельске, последние годы его жизни связаны с Москвой.
В 1929 году Валентин с родителями и младшим братом попадает в Архангельск, где прошли его детские и школьные годы. Отец – А.А. Михалёв работал в Архангельском пароходстве, был судовым электромехаником, моряком дальнего плавания. Родители, чтобы занять неугомонного мальчишку, приобщили его к рисованию, чем он с увлечением и занялся. Сначала Валентин начал посещать художественный кружок при Архангельском Дворце пионеров (преподаватель художник В.А. Чех) и городскую изостудию (преподаватель художник М.С. Зданович). Позже пробовал работать учеником художника в Архангельском городском цирке.
В 1941 году, накануне начала Великой Отечественной войны, Валентин Михалёв выслал свои акварели и рисунки в Приемную комиссию для поступления в Ленинградское художественное училище.
Однако продолжение художественного образования пришлось отложить на многие годы. Во время войны Валентин Михалёв работал в Арктическом пароходстве. Плавал юнгой, матросом на ледоколе «Георгий Седов», участвовал в зверобойных промыслах на Белом море, зимовал на Диксоне, плавал на ледоколах в полярных широтах Северного Ледовитого океана. Ему довелось пережить все тяготы военного лихолетья: налеты вражеской авиации, спасение товарищей, потерпевших кораблекрушение, тяжелый, изнурительный физический труд, недоедание, дикий холод и т.д. Военная Арктика была, как никогда, полна опасности и риска. В конце войны, в составе группы моряков Северного Морского пароходства Валентин работал в портовых городах Польши и Германии по приёму судов по репатриации. Безусловно, события этих суровых лет нашли отражение во многих, многих его работах, начиная с юношеской фарфоровой композиции «Юнга, сын корабля». И даже тогда, в недолгие свободные минуты военного времени, Валентин занимался рисованием (в основном, это портреты его товарищей-моряков), по всей видимости, угадывая предначертанность своей судьбы художника.
После окончания войны, в 1945 году, Валентин Михалёв поступил в Ленинградское художественное училище на Таврической, скульптурный факультет которого окончил в 1951 году. Его преподавателями в художественном училище были: известные скульпторы – Л.М. Холина, В.И. Ингал, В.Я. Боголюбов, также художники – Н.М. Пугачев. Л.А. Месс и Л.И. Лизак, сразу же отметившие незаурядные способности Михалёва, самобытность его дарования, большую целеустремленность и работоспособность. В годы обучения он проходил художественную практику на Ленинградском фарфоровом заводе им. М.В. Ломоносова, где им был создан ряд скульптурных композиций, переведенных затем в фарфор, некоторые из этих студенческих работ были приобретены заводом для массового производства, а композиция «Кот и повар» попала в постоянную экспозицию Государственного Русского музея в Ленинграде. Его дипломная работа – композиция «Пушкин и няня», также выполненная в фарфоре, была приобретена Государственным литературным музеем в Москве.
После окончания художественного училища в Ленинграде. Михалёв с молодой семьей возвратился в Архангельск, где в 1952 году вступил в Архангельскую организацию Союза художников Российской Федерации. В 1954 году Михалёва приняли в члены Союза художников СССР.
С первых своих творческих шагов Михалёв заявил себя как художник «большой темы» и в поисках своего пути в искусстве, как истый северянин, он прежде всего обратился к своим «истокам» – Русскому Северу, к образам своих земляков, первым из которых был великий Михаиле Ломоносов. Начал Валентин Михалёв свою «ломоносовскую» тему ещё в студенческие годы с портрета-барельефа, а одна из первых его крупных скульптур – «Юный Ломоносов», где юноша изображён в полный рост. Композицией «Юный Ломоносов» Михалёв принимал участие в конкурсе 1953 года, был награжден второй премией. Один из известных портретов Ломоносова выполнен им в 1962 году в красном дереве (квебрахо). Впоследствии скульптор ещё не раз возвращался к образу Ломоносова.
Большой творческой удачей Михалёва явился портрет Георгия Седова, выполненный в белом мраморе (1955 г.). Испытав сам все трудности суровой Арктики. Михалёв в портрете Седова воплотил идею противостояния мужества и воли человека в борьбе с арктической природой. Эта работа обратила на себя внимание художественной общественности. Газета «Советская культура» писала: «Прекрасный портрет Георгия Седова создал скульптор В. Михалёв. Это большое, настоящее искусство. От портрета веет романтикой северных походов, как будто слышишь шум льдов и плеск холодных северных вод… Это живой, борющийся человек, с горячим и твёрдым сердцем, непокорный, волевой, настойчивый, великий путешественник и романтик».
В 1957 году, после успешного участия Михалёва в выставке молодых советских художников, посвященной VI Всемирному фестивалю молодёжи и студентов в Москве, Союз художников СССР предоставил ему трёхмесячную творческую командировку в Китай. Так, волею судьбы, властно и на долгие годы ворвалась в его творческую жизнь «китайская» тема, неповторимый и непостижимый Китай, древний и чарующий воображение.
Однако навсегда Валентин Михалёв остается верен «северной» теме в своем творчестве, недаром художественные критики называли его «Певцом Севера».
Валентин Михалёв прожил долгую насыщенную творческую жизнь. Он всегда много и увлечённо работал; бывал в творческих поездках по Русскому Северу, в Ненецком национальном округе, много путешествовал по нашей огромной стране; успешно выступал на всех крупнейших художественных выставках: всесоюзных, республиканских, зональных, международных и зарубежных; избирался в члены Правления Союза художников СССР и РСФСР; был награждён многочисленными почётными грамотами, дипломами Союза художников СССР и РСФСР, Министерства культуры СССР, награждён орденом «Знак Почёта» (1967 г.); ему было присвоено почетное звание Заслуженного художника Российской Федерации (1965 г.); он был избран председателем Архангельской организации Союза художников Российской Федерации (1966 г.); многие годы избирался в зональные выставочные комитеты; был награжден Серебряной медалью Российской Академии художеств за цикл работ «Образы Китая» (1991 г.).
Многочисленные зарубежные творческие поездки всегда давали большой стимул творчеству художника. Знакомство с мировым изобразительным искусством, культурой, традициями, природой разных стран давали возможность расширению художественного кругозора. Валентин Михалёв объездил почти всю Европу: посетил Чехословакию, Польшу, Германию, Австрию, Венгрию, Грецию, Францию, Финляндию; неоднократно был в длительных творческих командировках в Италии и Китае; с Рейсом мира совершил круиз по Скандинавским странам и странам Северной Европы и Балтийского моря; побывал в США.
Валентин Михалёв известен прежде всего как портретист, мастер психологического портрета. Человек – главное в его творчестве. Им создана целая портретная галерея северян – людей известных и самых простых, обыкновенных, но интересных художнику своей яркой самобытностью. Принципиально важен для скульптора был непосредственный контакт с портретируемым, почти все его портреты «натурны», то есть лепились с «живой» натуры, художник общался с героями своих портретов.
Хорошо известны его портреты: «Ненецкий школьник». «Портрет профессора хирурга Г.А. Орлова», «Сказочник Степан Писахов», «Президент Новой Земли Тыко Вылка», «Сказительница Марфа Крюкова», «Портрет оленевода Н.Е. Ледкова». «Портрет основателя и художественного руководителя Северного народного хора А.Я. Колотиловой». «Капитан сейнера «Пескарь» А. Малыгин», «Портрет писателя Н. Телешова», «Портрет народной артистки СССР А.К. Тарасовой», «Портрет писателя и публициста Саввы Тимофеевича Морозова (внука)», «Геолог А. Шило», «Поэт Алексей Марков». «Землепроходец, капитан карбаса «Щельи», помор Д. Буторин», «Кукольница Ульяна Бабкина» и многие, многие другие.
Михалёв обращался в своем творчестве и к историческим портретам, так им были созданы: «Основатель русского флота Петр I», «Портрет полярного художника А. Борисова», «Портрет исследователя Арктики В. Русанова», «О.Ю. Шмидт». «Писатель Лу Синь», «Китайский художник Ци Байши» и др.
Есть в его творчестве немало и тонких лирических портретов – проникновенных женских образов: «Кира», «Портрет дочери», «Музыковед Пекинской консерватории Ли Инхуа», «Школьница из Шанхая» и др.
Хорошо известны композиции Валентина Михалёва, выполненные в самых разных скульптурных материалах – дереве, граните, мраморе, кованой меди, бронзе, такие как: «В космос (Юрий Гагарин)», «Под небом тундры», «На крайнем Севере». «Рыбаки Заполярья», «В Мурманском порту», «Эхо войны» («От Советского информбюро») и др.
Валентин Михалёв является также автором ряда монументальных проектов: в Архангельске на берегу Северной Двины сооружен Памятник воинам-северянам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (1969 г.; соавтор Ю.Л.Чернов); в Архангельске же им создан ряд памятников-мемориалов на воинских захоронениях, надгробие писателю Г. Суфтину и др. В Котласе воздвигнут памятник Северодвинской флотилии 1918-1920 гг.; в Вологодской области (деревня Блудново) скульптором сооружен памятник на месте захоронения поэта Александра Яшина и др.
В 1972 году В.А. Михалёв вместе с семьёй переезжает на постоянное жительство в Москву и становится членом Московской организации Союза художников Российской Федерации. Но, уже живя в Москве, Михалёв продолжает работать над «северными» образами, часто созданию новых работ предшествуют поездки в Вологду, Петрозаводск. Мурманск, Нарьян-Мар, Диксон…
Скульптора всё больше увлекает тема героев Арктики, мужественных людей, посвятивших жизнь единоборству с вечным ледяным безмолвием. Блестящий портретист, Михалёв умеет выделить в портрете главные черты, суть характера человека, бесстрашно вступающего в борьбу со стихиями природы, неизменно побеждающего. Среди его портретируемых есть, действительно, «люди из легенды»: первые покорители Северною полюса, землепроходцы, полярные капитаны и лётчики, а также те, кто совершил первый героический перелёт через Северный полюс в Америку. И ценно то, что он успел их вылепить с натуры, что они приходили позировать в его мастерскую, что он смог запечатлеть их для будущего, ведь эти люди принадлежат истории XX века. Это и «Кавалер Золотой Звезды №1, генерал-майор авиации А.В. Ляпидевский», и «Генерал-полковник авиации, Герой Советского Союза Г.Ф. Байдуков», и «Заслуженный штурман СССР, флаг-штурман полярной авиации В.И. Аккуратов», и «Генерал-майор авиации, Герой Советского Союза И.П. Мазурук», и «Доктор географических наук, лауреат Государственной премии СССР, Герой Советского Союза Е.И. Толстиков», и «Капитан ледокола «Георгий Седов» Э.Г. Румке», командовавший этим ледоколом в годы войны, когда там служил юнгой Валентин Михалёв, и многие, многие другие достойные, знаменитые, известные люди – покорители Арктики.
Есть в «арктической» серии работ Валентина Михалёва и обобщённые аллегорические образы-символы: «Арктика», «Полярная ночь», «Северный Ледовитый океан», «Реквием (памяти Георгия Седова)» и другие композиции, в которых скульптор стремится пластически отобразить могучие силы природы – одновременно загадочной, угрюмо-таинственной и, по-своему, красивой.
В результате напряжённой работы, в 1982 году в Москве состоялись персональные выставки художника на «арктическую» тему, получившие большой резонанс. На торжественном открытии выставок сначала в Политехническом музее (выставка «Наша Арктика»), а затем в Музее Морского флота СССР (выставка «Арктика»), присутствовали многие портретируемые, вставшие на вернисаже рядом со своими скульптурными портретами. Это получилось трогательно и незабываемо.
В центральной прессе было немало высоких отзывов, вот один из них:
«... Грустен и весел вхожу, ваятель, в твою мастерскую...»
Почему и впрямь вспоминаешь пушкинские слова и приходит лёгкая, невесомая грусть, стоит начать разглядывать, узнавать людей в череде портретов, над которыми работает ваятель – Валентин Михалёв? Не оттого ли, что все эти люди – властители дум моего далёкого детства, моей юности, и неужели это правда, что герои тоже стареют?
Но нет, они всё те же – они из давней Страны Легенды, но только годы идут, и годы берут своё. Ляпидевский, Водопьянов, Мазурук, Черевичный, Папанин, Байдуков...
...Люди из легенды – художник лепит их с натуры. Их лица несут на себе печать особой нравственной пробы... Папанин очень хорошо сказал: «Россия издавна заворожена Арктикой». Недаром вся серия портретов замышлена так, что её символически открывает образ великого помора Михаилы Ломоносова: «...Колумб российский между льдами спешит и презирает рок». И неспроста входит в эту череду портретов Георгий Седов – подвижник и победитель суровой Арктики...
...Здесь видишь, сколь непреходяще жив портрет психологического наполнения, портрет-характер человека, а через него нравственный лад, духовную атмосферу эпохи...
Вот она, слава истории, которой прошагала страна, – люди, сегодня среди нас живущие… И потому прочь её, грусть, – весел, ваятель, вхожу я в твою мастерскую!»
(Газета «Советская культура» от 29 июня 1982 г. из статьи В. Ольшевского «Из легенды (В мастерской скульптора!)»).
А вот что сказал сам скульптор Михалёв о своей портретной «арктической» галерее: «Хочу, чтобы жили мои портреты дольше, чем одну минуту зрительского восприятия. Не о себе забочусь: тот извечный вопрос, заданный поэтом перед своим творением: «Ты им доволен ли, взыскательный художник?» - кто из нас вправе на него ответить утвердительно? Но если уж мне посчастливилось в юности быть свидетелем славных дел всех тех людей, которые в нынешние свои годы прошли через мою мастерскую, то я хочу, чтоб их знали и в наши дни, чтоб остались они в искусстве...».
О творчестве скульптора Михалёва писали многие искусствоведы и художественные критики, высоко оценивая его произведения.
Дорогого стоит оценка художника, принадлежавшая Е.Ф. Белашовой – известному советскому скульптору, народному художнику СССР, лауреату Государственной премии СССР, профессору, председателю Союза художников СССР, назвавшей Валентина Андреевича Михалёва «...настоящим русским талантом...» (дарственная надпись к каталогу собственной персональной выставки, 1967 г.).
А старейший, прославленный скульптор, академик Л.Е. Кербель так писал В.А. Михалёву: «...Ваятелю северных широт, с удовольствием за то, что не подвел мои надежды, когда впервые поверил я в тебя, как художника. Это было давно, а теперь ты маэстро и за это тебе спасибо. Твой Лев Кербель. 10.02.1978 г.».
Как уже было отмечено, Михалёв многие годы работал над «китайской» темой, которая прочно вошла в его творчество еще в конце 1950-х гг. после первой поездки скульптора в Китай. Свои впечатления об этой стране, ее искусстве, древней истории обогатились у художника и во время второй, знаменательной для него поездки в 1985 году. В.А. Михалёв долгие годы был членом Центрального Правления Общества советско-китайской (затем российско-китайской) дружбы. Он много общался с китайскими деятелями культуры: художниками, искусствоведами, артистами, писателями, театральными деятелями.
Романтическое восприятие художника помогло ему запечатлеть живые черты современного Китая, передать восторг перед великими тружениками, бережно сохраняющими свои вековые традиции и памятники, дошедшие «из глубины веков», – как и назвал он серию своих барельефов, выполненных в шамоте на темы глубокой китайской древности. Работы Михалёва на «китайскую» тему получили широкую известность и признание: «Хранитель Кантонского храма», «Уличный музыкант из Ханчжоу». «Писатель Лу Синь», «Художник Ци Байши». «Старейший скульптор Нанкина Лю Яфан». «Хранитель храма Пятисот будд», «Актеры китайской Национальной оперы» и др.
С работами «китайского» цикла скульптор выступал на нескольких персональных и групповых выставках: передвижная выставка «Китай – Корея» (совместно с Д.К. Свешниковым; Архангельск – Северодвинск – Москва – Ленинград, 1959 г.): выставка московских художников «Советские художники о Китае» (совместно с известными художниками Д. Шмариновым, О. Верейским и др.) в Доме дружбы с народами зарубежных стран (Москва, 1984 г.); персональная выставка в Центральном институте искусств Китая (Пекин, 1985 г.); персональная выставка «По Китаю» в Культурном центре Агентства печати «Новости» (Москва, 1987 г.); персональная выставка «Китайские мотивы» в Доме дружбы с народами зарубежных стран (совместно с китайским художником Шао Вейка; Москва, 1987 г.). И, наконец, как итог почти сорокалетнего труда художника Михалёва на «китайскую» тему, в 1989 году в Москве, в Центральном Доме художника состоялась его большая персональная выставка «Образы Китая». Вскоре значительная часть этого цикла работ экспонировалась в залах Третьяковской галереи на выставке соискателей Государственной премии России им. И.Е. Репина, номинантом которой был и В.А. Михалёв. Выставка «Образы Китая» принесла автору большой успех, о ней много писали известные искусствоведы, такие как: Н. Воронов, В. Ольшевский. Ю. Нехорошев и др.
Высоко был оценен цикл «китайских» работ Валентина Михалёва и уже посмертно в статье-некрологе «Прощание с мастером» членов Российской Академии художеств (Л.Е. Кербель, Ю.Г. Орехов, М.М. Мечев): «...В Москве и Пекине прошли большие яркие выставки работ Михалёва. Об этих выставках много писали. О том, что скульптор видел сверхзадачу своего китайского цикла в создании пластической поэмы, вобравшей в себя мелодику современную и традиционную, ритмы эпические и лирические, образы жизненно конкретные и подсказанные ассоциациями, навеянные тысячелетней культурой страны. Как тут не вспомнить слова великого нашего писателя об «удивительной отзывчивости русского таланта к радости и заботам, делам и дням иных земель, народов и стран». Благородная напряжённая работа Михалёва в течение многих лет над «китайской» темой может служить примером творческой самоотдачи и целеустремлённости для других художников. Некоторые работы цикла «Образы Китая» вошли в собрание Государственного Русского музея и Третьяковской галереи были удостоены Серебряной медали Академии Художеств...»
Валентин Михалёв хорошо известен и как прекрасный рисовальщик. Он всегда много и увлечённо рисовал с натуры. Он оставил большое собрание рисунков (тушь, перо, карандаш, фломастер): портретов, натюрмортов, пейзажей, жанровых мотивов, путевых зарисовок.
Валентин Михалёв всегда был «пишущим» художником. На протяжении многих лет его статьи часто появлялись в газетах «Культура», «Известия». «Труд». «Литературная Россия». «Правда Севера», в журналах «Искусство», «Художник», «Творчество», в альманахе «Панорама искусств» и др.
В последние годы жизни художник начал писать литературные воспоминания, публицистические статьи и заметки. В этих его статьях – размышления о богатом творческом опыте, творческих изысканиях, об интересных поездках, о людях, оставивших яркий след в жизни художника. В 1991 г. Михалёв совершил дальнюю поездку в США. И об этом своем путешествии он успел написать образно и живо.
Так им был создан сборник статей и воспоминаний «Сполохи», издать который самому не довелось, это сделали его земляки уже после смерти художника.
13 мая 1998 года В.А. Михалёв умер, он похоронен в Москве на Троекуровском кладбище. На надгробии установлен его автопортрет, выполненный скульптором в бронзе в последние годы жизни.
На безвременную кончину скульптора Михалёва Академия Художеств Российской Федерации откликнулась статьёй «Прощание с мастером», где дана высокая оценка всему творческому наследию Михалёва, его произведениям, посвященным Северу, его портретному мастерству, циклу работ на «китайскую» тему. Завершается текст статьи очень важным посланием ко всем нам – наследникам его творчества: «...Валентина Андреевича Михалёва не стало... Наследие его достойно высокого уважения и не должно пропасть. С именами известных мастеров реалистического русского искусства уходит в прошлое история нашего столетия. Их произведения не только знамение эпохи, но и школа постижения сущности Человека XX века. Сохранить это искусство для грядущего почётная задача Министерства культуры, Союза художников России и многих общественных организаций и меценатов. Настало время решить проблему сохранения художественного наследия мастеров России кардинально, оперативно, осмысленно. Это наша святая обязанность». (Вице-президент Академии художеств России, действительный член Академии художеств России, народный художник России, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР, профессор, скульптор Л.Е. Кербель; Вице-президент Академии художеств России, народный художник России, лауреат Ленинской и Государственных премий, скульптор Ю.Г. Орехов; Член-корреспондент Академии художеств России, заслуженный художник России, лауреат Государственной премии России им. И.Е. Репина, график М.М. Мечев).
Своего рода завещанием будущим художникам стали слова скульптора В.А. Михалёва из вступления к его сборнику статей «Сполохи»: «Я глубоко убеждён, что в грядущем тысячелетии (а оно уже на пороге) в искусстве сохранится Красота, достоинство и уважение к Человеку, что художник не перестанет восхищаться природой нашей маленькой планеты Земля, видеть в ней неиссякаемый источник вдохновения, благословенный Богом...».
При создании страницы использованы материалы буклета «Дорогой Ломоносова»
Автор статьи – Л.В. Солоцинская