Регистрация
Александр Александрович Щербачев
Александр Александрович Щербачев
Россия родился в 1858
Подписаться0             
Подписаться0             
Биография и информация
 

Ученик Академии художеств с 1880 г. Имеет 1 большую серебряную медаль. 31 октября 1886 г. — звание классного художника 2 степени за проект: «Великокняжеский дворец в столице».

(Кондаков)

Александр Александрович Щербачев родился 18 февраля (по старому стилю) 1858 года в Москве. Родители Александра, представители московского купеческого сословия, заметив способности сына к рисованию, определили его в ученики Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Там с 1873 года он при­обрел первые навыки строительного искусства.

Александр Александрович Щербачев родился 18 февраля (по старому стилю) 1858 года в Москве. Родители Александра, представители московского купеческого сословия, заметив способности сына к рисованию, определили его в ученики Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Там с 1873 года он при­обрел первые навыки строительного искусства.

В 1880 году за ученический проект здания окружного суда он получил малую серебряную медаль, что свидетельствовало о незаурядных способностях начинающего архитектора. Неудовлетворенный полученными в училище знаниями, в 1880 году А. А. Щербачев поступает в Петербургскую Академию художеств на архитектурное отделение. Окончив академический курс в 1884 году, он принял участие в конкурсе на золотую медаль. Его проект великокняжеского дворца в столице был вновь оценен серебряной медалью. За этот проект А. А. Щербачев в 1886 году был «удостоен звания классного художника второй степени с правом на чин 12 класса и с представлением производства постройки».Вопрос о том, как судьба привела Александра Щербачева из Петербурга в провинциальную Самару, еще не вполне выяснен. Из косвенных свидетельств следует, что приглашен он был на должность городского архитектора по инициативе головы города Самары Петра Владимировича Алабина. А главная причина состояла в необходимости постоянного надзора со стороны архитектора за строительством Самарского кафедраль­ного собора. В одном из писем П. В. Алабина к автору собора профессору Э. И. Жиберу осенью 1888 года есть такая фраза: «Приношу искреннюю благодарность за внимание к приисканию архитектора для управы и имею честь приложить записку с приложением условий поступления на эту должность».С 21 февраля 1889 года по 30 декабря 1899 года А. А. Щербачев занимал должность городского архитектора. Служба архитектора считалась государственной и давала право на чин. А. А. Щербачев дослужился до чина коллежского секретаря, которого он был удостоен в декабре 1895 года. Главной стройкой города 70—90-х годов являлся кафедральный собор. Он был спроектирован петербургским архитектором Э. И. Жибером и строился 25 лет, с 1869 по 1894 год. Почти все городские и губернские архитекторы, работавшие в этот период в Са­маре, принимали участие в надзоре за строительством собора. С 1889 года эта обязанность была возложена на А. А. Щербачева. Вплоть до 1894 года большую часть рабочего и нерабочего времени А. А. Щербачева занимала работа по внутренней отделке кафедрального собора. Все художественные работы по дереву и металлу, все лепные работы выполнялись по эскизам архитектора и под его наблюдением. А. А. Щербачев внес изменения и в конструкцию здания. Так, им был выполнен перерасчет барабана главного купола. Именно занятостью на строительстве собора можно объяснить небольшое количество зданий, спроектированных А. А. Щербачевым за первые 5 лет пребывания в Самаре. За это время в личной жизни архитектора прои­зошли большие перемены. Осенью 1889 года А. А. Щербачев обвенчался с Александрой Петровной Алабиной, дочерью самарского головы. Летом 1890 года у них родился сын Петр, будущий архитектор, продолжатель дела отца. Молодая чета поселилась в доме на Казанской улице (ныне улица А. Толстого, 29), там позднее А. А. Щербачев открыл свою частную архитектурную мастерскую. Первой работой архитектора в городе была небольшая часовня на волжском берегу (не сохранилась).Будучи городским архитектором, А. А. Щербачев спроектировал часть построек мужского монастыря (не сохранились), церковь во имя святых Софии, Веры, Надежды и Любови. Он занимался проектированием жилых домов. В основном это были одно-двухэтажные деревянные здания, такие, как дом Орлова (улица Садовая, 172), Кириллова (улица Ярмарочная, 27), Поплавского (улица Фрунзе, 171).К этому же периоду относится работа архитектора по возведению челышевских доходных домов. Купец Д. Е. Челышев был одним из первых крупных заказчиков А. А. Щербачева. Для него архитектор спроектировал несколько зданий: два трехэтажных жилых дома, баню, церковь, особняк. Среди них особый интерес представляют жилые доходные дома. Один, построен­ный в 1895 году, располагался на улице Фрунзе, другой находится на улице Красноармейской. Секционная структура домов была новшеством в строительстве конца XIX века. Она предусматривала одинаковую планировку квартир на всех этажах. Группировка подсобных помещений друг над другом облегчала оборудование зданий водопроводом и канализа­цией.B 1898 году А. А. Щербачев составил проект кирилловского ночлежного дома (улица Пионерская, 84). Это было трехэтажное кирпичное здание, состоящее из 12 комнат, рассчитанных на 36, 48, 72 человека. Вмеща­ла кирилловская ночлежка 700 человек. Внешнее офор­мление здания напоминает челышевские дома. В русском стиле по проекту А. А. Щербачева в 1904 году было построено здание бывшей духовной консистории (улица Вилоновская, 22). После ухода А. А. Щербачева с государственной службы основной темой его работ стал частный особняк. 0собняк — архитектурная форма более мобильная, чем доходный дом или общественное здание. Она предоставляла архитектору широкие возможности вы­бора новых конструкций, современных строительных материалов, позволяла вести поиск индивидуальных, нетрадиционных пространственно-планировочных решений. Однако этот выбор во многом зависел от воли и желания заказчика, диктовался его вкусом. Именно работа над частным особняком способство­вала раскрытию дарований зодчего. Самарцы знают, как неповторимы по внешнему облику щербачевские особняки: Hayмова (улица Куйбышева, 151), Бема (улица Куйбышева, 85), Белоусова (улица Куйбы­шева, 72), Клодта (улица Куйбышева, 139), Аржанова (улица А. Толстого, 6), Неклютида (улица Венцека, 48), Шихобалова (улица Венцека, 55), Эрна (улица Чапа­евская, 185).Как у всякого зодчего, у А. А. Щербачева были свои излюбленные архитектурные мотивы. Воспитанный на традициях классики, он отдавал предпочтение архитектурным формам ренессанса. Стилизацию под ренессанс представляют особняки Неклютина, Аржанова, Наумова, здание государственного банка (улица Куйбышева, 112).В связи с анализом творчества А. А. Щербачева интересно рассмотреть вопрос об отношении зодчего к стилю модерн, который наряду с эклектикой был ведущим стилем архитектуры рубежа веков. Как отмечали современники, А. А. Щербачев не гонялся «за крикливыми формами современного искусства». Действительно, мы не встретим в экстерьерах щербачевских построек внешних атрибутов модерна: болотных растений, бабочек, слоновых масок, подковообразных окон. Однако он не оставил без внимания новые планировочные принципы модерна. Его здания в стиле эклектики были близки ранним московским работам Ф. О. Шехтеля — ведущего архитектора русского модерна. При изучении творчества А. А. Щербачева возникает множество нерешенных проблем и вопросов. Интересно было бы узнать о деятельности щербачевской мастерской, выявить имена самарских архитекторов, с ним работавших. Малоизвестно о работах архитектора за пределами Самары, а такие были. Например, в Уфе по проекту А. А. Щербачева было построено зда­ние нынешнего художественного музея. Да и в нашем городе еще не все постройки А. А. Щербачева выявле­ны и исследованы. Однако и то, что уже обнаружено в архивах, позволяет раскрыть отдельные стороны его творчества, грани таланта. Под руководством А. А. Щербачева в 1906 году был построен польский костел, спроектированный архитектором Ф. О. Богдановичем. С Фомой Осиповичем Богдановичем А. А. Щербачев учился вместе в Академии художеств. Возводить здание, подобное кос­телу, было в Самаре нелегко, учитывая отсутствие должного опыта у строителей. А. А. Щербачев прекрасно справился с поставленной перед ним задачей. После окончания строительства поляки преподнесли ему в знак благодарности огромное блюдо с дарственной надписью, которое ныне хранится в фондах Самарского областного музея краеведения.А. А. Щербачев был известен как автор проектов промышленных сооружений. В 1898 году он составил проект здания кузницы для Жигулевского пивоваренного завода, а в 1902 году спроектировал небольшую мельницу для купцов А. Я. Стройкова и К. и С. Якимо-вых, построенную на Преображенской улице (ныне улица Водников). Оба здания и по сей день использу­ются по назначению. Александр Александрович Щербачев умер 10 апре­ле 1912 года. Десятки разнообразных зданий, оставлен­ные в наследство от зодчего, и по сей день украшают наш город. Без них невозможно представить архитек­турный облик старых городских кварталов, как без изу­чения деятельности зодчих, подобных А. А. Щербачеву, нельзя представить общий фон архитектуры конца XIX — начала XX века, необходимый для ее глубоко­го осмысления. (Мельникова Н. В. Архитектор Александр Александрович Щербачёв // Самарский краевед: Историко-краеведческий сборник / Сост. А. Н. Завальный. — Куйбышев: кн. Изд-во, 1990. — С. 227−241)

Читать дальше

HELP