Регистрация
Василий Андреевич Неясов
Василий Андреевич Неясов
Василий
 Андреевич Неясов
Россия 1926−1984
Подписаться0                
Подписаться0                
Биография и информация
 

(14.07.1926, дер. Макаровка Болдовского р-на Мордовской АССР — 7.10.1984, Челябинск), живописец, чл. СХ СССР (1948). В 1943 окончил детскую художеств. школу в Саранске. Учителями Н. были ведущие мордовские живописцы и графики. В 1943−45 работал пом. машиниста ст. Рузаевка Куйбышевской ж. д. В 1947, не окончив Моск. обл. художеств. уч-ще, вернулся в Саранск. С 1951 в Чел. В 1968−70 избирался чл. правления ЧОСХ РСФСР. Участник обл. и гор. художеств. выставок с 1951 (Чел., зон. 1- 3, 5, 6-й), Всесоюз. художеств. выставки (Москва, 1954, 1958), респ. художеств. выставок (Москва, 1949, 1953, 1967, 1978), респ. художеств. выставок художников Мордовии (Саранск, 1947−49), выставки произв. художников 10 автономных республик (Казань, 1950), выставки произв. худ. Чел. (Ворошиловград, 1982), выставки «Художники Челябинска» (Москва, 1989). Персон. выставки Н. состоялись: 1-я (1977) — в ЧОКГ, 2-я (1977) — в театре ЧТЗ (Чел.), 3-я (1980) — в к/т «Урал» (Чел.), 4-я и 5-я (1986) — в ЧОКГ и Респ. художеств. музее им. С. Д. Эрьзи (Саранск). Наиболее известными произв. Н. в станковой, монумент.-декоративной живописи являются «Портрет народной сказительницы Беззубовой» (1948), «Освоение нового процесса» (1953), «Горе рудовоза» (1954), «Портрет заслуженного артиста РСФСР певца В. Шкарина» (1966), «Портрет народного артиста РСФСР дирижера И. Зака» (1966), «Портрет заслуженной артистки РСФСР балерины Л. Ратенко» (1966), «Гвардейцы 63-й Уральской добровольческой танковой бригады» (1979), «На стройки первых пятилеток» (1984), панно «Урожай» (1950-е), панно «Олени» (1964). Произв. Н. находятся в музеях и карт. гал. России. О творчестве Н. снят фильм Мордовской телестудией (1986). Награжден медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941−1945 гг.».

В. И. Титов

Лит.: Байнов Л. П. Художники Южного Урала. Л., 1963; Загребин С. И. Благодарная память народа / С. И. За­гребин, В. С. Колпакова. Ч., 1973;Художники Челябинска. Ч., 1979; Фоминых П. Я. О друзьях и товарищах: Зап. скульптора. Ч., 1989; Челябинская организация Союза художников России, 1936−1991: Справ. / Авт.-сост. О. А. Кудзоев. Ч., 1996.

В. А. Неясов родился в крестьянской семье в деревне Макаровке Болдовского района Мордовии. По национальности он мордвин (мокша). С детства в нем возникла неодолимая тяга к художеству. С двенадцатилетнего возраста Василий начинает регулярные занятия искусством — в студии мордовских художников (1938−1940), в детской художественной школе г. Саранска у педагогов М. В. Левитиной, Б. П. Ермилова, М. А. Зерниной, М. А. Фейчина (1940−1945). В начале войны талантливый юноша привлечен к созданию театральных декораций под руководством М. А. Зерниной и Б. И. Росленко-Ридзенко в Мордовском музыкально-драматическом театре. Эта школа сформировала художественное мироощущение Неясова. В 1960-е гг., живя и работая в Челябинске, он пишет серию театральных портретов солистов — танцовщиц, певцов, музыкантов недавно открывшегося тогда театра оперы и балета имени М. И. Глинки. И сегодня его портреты Л. Ратенко, В. Дикопольской, В. Шкарина, И. Зака — драгоценные живописные и глубокие психологические характеристики артистов, людей искусства, которому В. А. Неясов служил с любовью и огромной страстью.

Его путь в искусство складывался не гладко: время было суровое. Так, в последние годы войны ему пришлось работать машинистом на железной дороге, в 1945—1947 гг. учился в Московском художественном училище Памяти 1905 г. (среди учителей — известные В. Н. Бакшеев, Н. Н. Никонов, Н. С. Козочкин). В 1948 гг. Неясов признан сложившимся профессиональным художником — в 22 года он принят в Союз художников СССР.

В Челябинске В. А. Неясов жил и работал с 1951 г. Новая индустриальная тема — не только дань времени, но и результат большого творческого труда художника по изучению новой натуры. Им написано огромное число этюдов на трубопрокатном заводе в Челябинске, в шахтах Копейска, в железорудном районе Бакала. Картина «Освоение нового процесса» 1953 г. (находится в собрании Челябинской областной картинной галереи) стала своего рода обобщением этих наблюдений. Показанная более полувека спустя в залах галереи на выставке, посвященной 60-летию Великой Победы, она определяет место художника среди ведущих живописцев страны того времени.

Его творческое кредо воплощалось в картине в духе русской реалистической традиции: большой масштаб полотна, многофигурность композиции, жанровая трактовка сюжета, литературное его развитие.

Трудовой ритм больших заводов вдохновил Неясова написать целый ряд картин на производственные темы: «Уголь — Родине», «Новаторы», «Вручение знамени передовой бригаде копейских шахтеров» и др.

Жажда освоения нового в жизни и в искусстве не оставляла Неясова всю его недолгую жизнь. Веру в свои силы укрепила работа на академической даче имени И. Е. Репина в 1953 г. под руководством авторитетных в художественной среде, правдивых живописцев А. Левитина, В. Гаврилова.

Много новых впечатлений и идей дали художнику поездки в 1963 и 1965 гг. в Среднюю Азию. Он увидел иное пространство, горные величественные панорамы и цветущие долины, миражи в пустыне. Колористическая гамма его произведений усложнилась и утончилась. Большое число пейзажей, этюдов отличает подлинная живописная свобода, изысканность и декоративная роскошь.

Творчество художника развивалось одновременно в различных направлениях. Художественное чувство находит воплощение в изысканности живописных решений, мужественное гражданственное — в больших исторических полотнах типа «По тылам белых. Поход южноуральских партизан под командованием В. К. Блюхера», в работе над диорамой «Бой на горе Извоз» в Верхнеуральске (1963−1969). Большое количество эскизов композиционных вариантов картины и диорамы свидетельствует, что за ними стоит огромный труд: Василий Андреевич изучил исторические документы, прошел по пути уральских партизан, вживаясь в пейзаж, беседуя со стариками, помнившими события Гражданской войны. Он накопил эмоциональный багаж, который помог ему психологически пережить и передать на полотне грандиозность освободительного движения. Портреты героев Великой Отечественной войны исполнены сильно и достоверно. Один из наиболее удавшихся — «Портрет комбата 63-й Челябинской добровольческой танковой бригады М. Г. Акиньшина» (1974).

Художник оставил огромное наследие. Одна из наиболее значительных тем, которая занимала его с детских лет и прошла через всю творческую жизнь, — это тема прошлого его народа. В. А. Неясов писал этюды, изучал этнографию мордвы и других народов Поволжья в музеях, читал много исторической литературы. Воображение художника уносилось в XVI век: тогда территория, где жили его предки, вошла в состав русского государства. Работа над огромным полотном (примерно 4×7 м) шла медленно, постепенно и вылилась в создание картона в размер задуманной картины. В мастерской художника осталось большое число эскизов костюмов и этюдов с выбранных им типажей будущей картины, множество набросков, в которых постепенно шел поиск единственного композиционного решения, когда уже не Иван Грозный в кроваво-красном царском облачении, а народ в ярких национальных костюмах, с огромным пышным караваем хлеба и бочонком медовухи, гостеприимный и приподнято-возбужденный, приглашает зрителя на радостный пир дружбы и единения на века. Герои картины идут к нам из исторического далека, чтобы напомнить о том, что единство народов, взаимное уважение, жизнь и труд вместе — великая мудрость истории, которая обеспечивает продолжение ее.

Художник не успел осуществить свой замысел — создать главную в жизни картину. Наследие художника уже во многом разошлось по музеям и частным коллекциям, в т. ч. и заграничным.

В художественной культуре Челябинска 1950−1970-х гг. В. А. Неясов — фигура яркая и значительная. Он был собирателем и творцом талантов и талантливых инициатив. Василий Андреевич выступил с идеей создать на окраине Челябинска городок художников с домами-мастерскими и первым построил дом в поселке на Северо-Крымской. Появилось несколько таких усадеб. В будущем открытие дома-музея художника, первого в истории Челябинска, должно произойти именно в доме-мастерской В. А. Неясова, живописца с жизнеутверждающим мировоззрением, так много оставившего после себя потомкам в искусстве, в формировании творческой среды Челябинска.

(автор статьи — Г. С. Трифонова)

Литература:

КАТАЛОГ персональной выставки Неясова Василия Андреевича, посвященной 50-летию со дня рождения и 30-летию творческой деятельности. Живопись, графика / сост. и авт. ст. В. С. Семенов. — Челябинск, 1978. — 28 с.

ВЫСТАВКА работ челябинского живописца, члена Союза художников СССР Василия Андреевича Неясова: каталог. — Челябинск, Челяб. рабочий. — 1980. — 10 с.

ВАСИЛИЙ Андреевич Неясов, 1926−1984. Живопись, рисунок, акварель: кат. выст. / сост.: О. В. Гладышева, Г. С. Трифонова. — Челябинск, 1985. — 47 с.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ искусство. 20 век. Челябинск / сост. и авт. вступ. ст. Л. А. Сабельфельд. — Челябинск, 1996. — 142 с.

С. 4, 141: О В. А. Неясове; с. 41 — 43: Репродукции его картин «Незабудки и ирисы», «Портрет балерины Л. Ратенко», «Портрет дочери Оли».

ЧЕЛЯБИНСКАЯ организация Союза художников России / отв. за вып. М. А. Комиссаров; вступ. ст. Л. П. Буйнов. — Челябинск, 1996. — 112 с.

С. 54: Репродукции картин В. А. Неясова.

ТИТОВ, В. И. Неясов Василий Андреевич // Челябинск: энциклопедия. — Челябинск, 2001. — С. 572 — 573.

ЧЕЛЯБИНСКАЯ организация Союза художников России, 1936−1991: справочник / авт.-сост. О. А. Кудзоев. — 1996. — 342 с.

С. 179 — 183: В. А. Неясов.

БАЙНОВ, Л. П. Художники Южного Урала. — Ленинград, 1963. — 166 с.

С. 75, 79, 80: Творчество В. А. Неясова.

РАДЧЕНКО, Е. «Любовь и разочарование, восторг и сострадание» // Автограф (Челябинск-арт). — 1999. — № 1. — С. 54 — 56.

О выставках произведений В. А. Неясова.

ТРИФОНОВА, Г. Прекрасная Нуазеза из Неясовской слободы: худож. династии

// Автограф (Челябинск-арт). — 2003. — № 2. — С. 36 — 39.

Читать дальше

HELP