Лит.: Челябинская область : энциклопедия. В 7 т. Т. 3 / редкол.: К. Н. Бочкарев (гл. ред.) [и др.]. - Челябинск, 2004. - С. 514; Челябинск : энциклопедия / сост.: В. С. Боже, В. А. Черноземцев. - Изд. испр. и доп. - Челябинск, 2001. - С. 438; Челябинская организация Союза художников России, 1936-1991 : справочник / авт.-сост. О. А. Кудзоев. - Челябинск, 1996. - С. 124-125.
(р. 21.11. 1938, Челябинск), художник-график, живописец, чл. СХ России (1970). В 1959–64 работал художником на Чел. телестудии. Окончил Моск. полиграф. ин-т (1966). Учился у проф. А. Д. Гончарова, Г. Т. Горощенко, И. Ф. Бельчикова. В 1964–79 художеств. ред. ЮУКИ. С 1971 сотрудничает с ЧОКГ. Авт. оформления св. 100 печатных изд. музея. Внес значит. вклад в развитие художеств. полиграфии в регионе. С 1965 постоянный экспонент художеств. выставок обл., регион. и всерос. уровня. Дипломант Всерос. конкурсов иск-ва книги (1975, 1977). В февр. 2001 состоялась 1-я персон. выставка в ЧОКГ. Осн. жанр – пейзаж лирико-повествоват. характера. Опыт художника-иллюстратора проявляется в точности расстановки смысловых акцентов. Диапазон используемых мат-лов широк: акварель, сангина, пастель, восковой и акварельный мелок, графитный карандаш. К. экспериментирует с ними, используя приемы уподобления одной техники др. в зависимости от художеств. замысла, напр.: имитация “акварели по-сырому” в живописном этюде “Мартовский вечер” (холст, масло, 90-е гг.); “гуашевая” матовость колорита в натюрморте “Бабушкина посуда” (бумага, пастель, 1999); витражно-аппликативный прием в пастели и масляной живописи – “Преломление света” (холст, масло, 2000), “На берегу солнечного озера” (бумага, пастель, 2000). К. развивает в книжной графике традиции В. Фаворского и Н. Пискарева – признанных мастеров книги 20–50-х гг. Следуя их концепции книги как “цельного организма”, он выстраивает книжное пространство в едином архитектонич. ритме. Лаконизм цветового решения, ритмич. выверенность элементов оформления, пластич. ясность шрифтовой гарнитуры и конструктивный эстетизм – характерные черты творч. метода К. в таких изд., как “Оренбургский пуховый платок” И. Уханова (Чел., 1978); “Поэты Урала. Русская тетрадь. Избранная лирика” (Чел., 1994); “Сказы” П. Бажова (Чел., 1995). К. работает и в жанре плаката-афиши, он авт. св. 30 афиш экспозиций ЧОКГ и эмблемы Чел. галереи, ставшей ее полиграф. знаком на всех изд. Работы К. представлены в частных собраниях Москвы, Санкт-Петербурга, Чел., др. городов России и зарубежья. Избирался чл. правления ЧОСХ.
Е. А. Шипицына
Лит.: Челябинская организация Союза художников России, 1936–1991: Справ. / Авт.-сост. О. А. Кудзоев. Ч., 1996.