Судьба художника Е. А. Варгота сложна и интересна. Обладая активной творческой натурой, он прокладывал свой путь в искусстве, осваивая на разных этапах жизни все новые ступени художественного образования, вовлекая в процесс творчества близких ему людей. Он продолжил династию художников: дед по отцовской линии закончил Высшие государственные художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС), сыновья Денис и Алексей стали профессиональными художниками, дочь Наталья - искусствоведом, внук Борис - студент Челябинского художественного училища.
Е. А. Варгот родился в селе Свияжске Верхне-Услонского района (Татарстан). Воспитывался в детдоме, потом жил у бабушки в г. Саранске, где учился в художественной школе. В 1963 г. поступил в Пензенское художественное училище на декоративно-оформительское отделение. Его педагогами были А. С. Шурчилов, М. Е. Валукин, И. М. Куликов. По окончании учебы Евгений получил распределение в Архангельск, работал там с 1968 по 1971 гг.
Активная творческая жизнь художника связана с Казахстаном. Работал в бюро эстетики в г. Лисаковске Кустанайской области, там открыл в 1978 г. первую в республике художественную школу и был ее директором. В 1983 г. перешел на работу в Художественный фонд г. Кустаная. Участие в зональных, республиканских, всесоюзных, персональных выставках с 1973 г. закономерно привело к вступлению в Союз художников СССР в 1978 г. С 1981 по 1986 гг. учился на художественно-графическом факультете Магнитогорского государственного педагогического института.
Начиная с 1983 г., выезжал за рубеж и участвовал в групповых художественных выставках в Швеции, Германии, Люксембурге, Бельгии, Голландии, Франции.
Новый этап жизни и творчества начался в 1991 г. в Челябинске, куда художник переехал с семьей. В 1995 г. Е. А. Варгота избрали членом правления Челябинской организации Союза художников России. Тогда же он стал главным художником Челябинского художественного фонда, где работал до 1996 г. С 2002 г. Е. А. Варгот - председатель Челябинского отделения Союза художников России.
Работа без натуры - творческое кредо художника, нетипичное для мастера реалистической направленности. Цепкая память, острота эмоциональных переживаний, ощущений, идущая из детства, полученные от жизни уроки сформировали Е. Варгота как человека и художника. В представлениях, в его воображении сложился тот мир, те образы, которые органично визуализировались на холстах, не требуя от художника дополнительных натурных впечатлений. Так сложилась индивидуальная творческая манера - в соединении реалистических изобразительных форм с мифологизированным пространством-средой, особой пластикой объемов, интересными цветовыми решениями.
Для произведений Евгения Александровича характерны две составляющие: композиционная сюжетность и композиции-состояния. Первую характеризуют работы: "1941 год" (1981), "Песня целинников" (1983), "Свадебный перепляс" (2003). А "Бабушкин дом" (1987), "Азиатский мотив" (1998), "Осенняя пора" (1999), "Тревога" (2004) - это произведения, характеризующие вторую составляющую. Интерес к жизни во всех ее проявлениях раскрывается в многообразии жанров, в которых работает художник: портрет, пейзаж, историческая и бытовая картина, натюрморт. В последнее десятилетие мастера увлекает мотив обнаженной женской модели. Это: "В мастерской" (2000), "Модель" (1997), "У окна" (2002), "Модница" (2001), "Бабочка" (2003), где весь спектр выразительных средств подчинен раскрытию подчеркнутой характерности героинь, а чаще поэтического отношения автора к ним. Станковые произведения Е. А. Варгота хранятся в картинной галерее Семипалатинска, Пермской государственной картинной галерее, в Художественном музее им. Кастеева Алма-Аты, в Музее современного искусства Амстердама (Нидерланды).
Евгений Александрович - автор более 30 монументальных работ (сграффито, мозаика, роспись) для административных зданий, учебных заведений в Республике Казахстан.
Е. А. Варгот награжден орденом "Слава нации" (Золотая звезда) I степени в 2006 г.
(автор статьи - Е. М. Устьянцева)