Регистрация
Павел Федорович Плешанов
Павел Федорович Плешанов
Россия 1829−1882
Подписаться0             
Подписаться0             
Биография и информация
 

Родился в С.-Петербурге 18-го мая 1829 г., умер там же 9-го ноября 1882 г. Сын богатого ростовского 1-й гильдии купца, Федора Максимовича П. (род. 3-го ноября 1795 г., ум. 28-го октября 1867 г.), производившего миллионные обороты в Петербурге, Плешанов вырос в роскоши и, считая себя вполне обеспеченным на всю жизнь, окончив курс в Петербургском Коммерческом Училище, решил посвятить себя искусству и поступил в 1848 г. в Академию Художеств, по классу живописи, одновременно с этим беря частные уроки у проф. Ф. А. Бруни. Последний очень полюбил юношу за его доброе и нежное сердце и, смотря на его занятия искусством, как на благородную страсть богатого любителя, не лишенного при том способностей, хотя и не первоклассных, старался всячески поощрять его, относясь к нему снисходительнее, чем к его товарищам, которым, как специалистам-художникам, предстояло проложить себе дорогу упорным трудом. При таких условиях, в 1851 г. Академия выразила молодому художнику похвалу за программу: «Юдифь при выходе из городских ворот»; в следующем году он получил первую серебряную медаль «за успехи в живописи», за картину: «Пробуждение женщины»; в 1853 г. — опять похвалу «за достоинство композиции и эффект в написанной им картине «Андромаха оплакивает тело Гектора», хотя в протоколе Академии занесено, что император Николай I, при посещении выставки, остался недоволен этой картиной. В 1854 г. Плешанов написал картину: «Пророк Елисей, воскрешающий сына вдовицы», обладавшую строгим академическим сочинением, где все расположено по требованию тогдашней композиции и все аксессуары прилично подобраны, и только; но, тем не менее, автору присуждена была вторая золотая медаль. В следующем году, за программу: «Христос в доме Марфы и Марии», вместо первой золотой медали, П. получил только «похвалу» и звание художника XIV-го класса. За то, на следующий год, ему было присуждено звание академика за программу «Иерей Сильвестр пред Иоанном Грозным во время большого московского пожара, 24-го июня 1547 года» (ныне в Музее Александра III). После этого, по совету Ф. А. Бруни, Плешанов поехал, на свой счет, в Рим, где прожил два года, продолжая пользоваться советами своего профессора. По его же совету, им была написана там картина: «Ослепление Савла на пути в Дамаск», находящаяся теперь в церкви Покрова Пресвятой Богородицы, в Ростове Великом. В 1863 г. П. опять получил от Академии «похвалу» за картину: «Блудница пред Спасителем». В 1865 году он исполнил лучшую свою работу — портрет отца, Ф. М. Плешанова (ныне в Музее Александра III), а в 1869 г. получил звание профессора за картину, написанную на выбранный им самим сюжет: «Убиение Дмитрия царевича в Угличе», приобретенную в Императорский Эрмитаж за 3800 р. Вскоре после того отец Плешанова умер. Коммерческие дела его, хотя под конец, шли и не так блестяще, как в молодости, но все же порядочно. Но, по смерти его, в руках старшего брата нашего художника, все состояние исчезло сразу, и сыновьям бывшего богача пришлось перебраться из роскошно обставленного собственного дома-особняка в казенную квартиру в Академии, где, на их счастье, к тому времени П. Ф. Плешанову удалось получить место преподавателя, для деятельности которого он не был пригоден ни по своему характеру, ни по влечениям, ни даже по образованию, а принужден был приняться за нее неожиданно, из-за необходимости добывать средства к жизни. Такой переворот судьбы, конечно, не мог не отозваться болезненно на его организме. Хотя наружно он переносил свое несчастье мужественно, но в действительности болел сердцем, как из-за тяжелого положения семейного брата, так и оттого, что вместо прежних занятий теми композициями, которые привлекали его, теперь, чтобы содержать себя и брата с семьей, ему приходилось исполнять только срочные заказы, до тех пор, пока тяжелая болезнь, начавшаяся с ожирения сердца, не прекратила, наконец, его и физических, и моральных мучений. Впрочем, служебная карьера его шла не дурно: в 1875 г. он был приглашен присутствовать в заседании Академического Совета, а в 1877 году — назначен сверхштатным членом Совета; в следующем же году, по смерти Бонафеде, П. получил, кроме того, место заведующего Мозаическим отделением при Императорской Академии Художеств. Кроме уже упомянутых произведений, П. Ф. Плешанов написал еще: образ свв. Митрофания Воронежского, Дмитрия Ростовского и Тихона Задонского (1862 г.); образ Архангела Гавриила; картину: «Милосердие римлянки»; портрет своей тетки и шесть портретов родственников; портреты: А. В. Попова, А. Ф. Гроттена, П. M. Григорьева и И. П. Ишимова; две копии со старинного образа св. Николая Чудотворца, в Барах; аллегорическое изображение «Весны»; две полуфигуры вакханок; пятьдесят портретов различных лиц (1864—1865 гг.); еще десять разных портретов (1865—1866 гг.); повторение, в меньшем размере, образа «Призвание Савла»; образ Дмитрия Солунского, написанный на меди; два эскиза образов (все в 1865—1866 гг.); образ Пресв. Богородицы; образ свв. Николая Чудотворца и Александра Невского, для часовни при Александро-Невской богадельне; образ Спаса Нерукотворного; портреты: Митрополита Исидора; Н. М. Полежаева; Н. Ф. и Е. Я. Плешановых; А. К. Еманокова (все в 1866—3867 гг.); два образа преп. Исидора и Феодора Студита, для часовни при Александро-Невской богадельне; маленький образ преп. Феодора, на памятник отцу художника, в Александро-Невской лавре (все в 1867—1868 гг.), маленький портрет г-жи Палажченко, на памятник ее в Александро-Невской лавре; большой портрет г-жи Бурениной (оба в 1868—1869 гг.); эскиз картины: «Смерть Сусанина»; четырнадцать колоссальных поясных изображений пророков, для церкви, сооруженной в память наследника-цесаревича Николая Александровича в Петербурге; поясное изображение Богоматери с Младенцем, туда же; изображение четырех евангелистов, в паруса той же церкви; картину: «Мадонна»; образ св. Николая Чудотворца, в византийском стиле (все в 1869—1870 гг.); образ св. Александра Невского в церковь св. Николая, что на петербургской стороне; запрестольный образ «Положение во гроб», туда же; колоссальное изображение четырех московских митрополитов: Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, туда же; четыре поясных изображения ангелов, в кругах, туда же; два местных образа, Спасителя и Богоматери, туда же; небольшой образ св. Александра Невского, в кругу, для памятника г. Горяинова, на Смоленском кладбище; два образа: Дмитрия Ростовского и Марии Египетской, для церкви, строившейся гг. Полежаевыми в Александро-Невской лавре (все в 1870—1871 гг.); поколенный портрет императора Александра II; портрет великой княгини Александры Петровны; портрет английского принца; портрет купца Леонтьева; образ: «Приидите ко мне вси труждающиеся»; запрестольный образ «Сретения Господня», в г. Рыбинск; образ свв. Александра Невского и Марии Магдалины, туда же; написал, по картонам Ф. А. Бруни, в парусах храма Христа Спасителя: «Сошествие св. Духа на апостолов» и «Сошествие Христа во ад» (все в 1871—1872 гг.); сделал эскиз «Смоленской Божией Матери со святыми: Львом, папой Римским, Антонием Великим, Иоанном Дамаскиным и Екатериной Великомученицей», для арки в храме Христа Спасителя; «Сретение Господня», для ниши туда же; «Введение во храм Пресв. Богородицы», для другой ниши туда же; образа св. Николая Чудотворца и св. Петра митрополита, для г. Зиновьева; образ св. Андрея Первозванного, для графа П. А. Шувалова, на могилу отца последнего; колоссальный образ св. евангелиста Матфея, для воспроизведения мозаикой в парусах Исакиевского собора; исправил писанные учениками Академия 54 образа, для церкви в г. Рыбинске (все это в 1872—1873 гг.); написал два образа равноап. князя Владимира, для в. к. Владимира Александровича; исполнил, по эскизу Ф. А. Бруни, большой картон: «Поклонение царей земных Царю Небесному», для церкви св. Троицы, в именье бар. Штиглица, (все в 1873—1874 гг.); восемь эскизов изображений святых в рост и 36 эскизов поясных изображений, для храма Христа Спасителя (все в 1874 — 1875 гг.); портрет Александра II, в рост, для г. Казани; образ «Рождества Христова», для походной церкви Ленкоранского полка; копию, в натуральную величину, с картины Ф. А. Бруни «Моление о чаше», для церкви при доме призрения бедных Теменькова-Фролова, причем руководил писанием и остальных образов той же церкви (в 1875—1876 гг.); образа: св. Петра митрополита, туда же; св. Алексия митрополита, туда же; «Тайную Вечерю», туда же; расписал, по собственным эскизам, хоры храма Христа Спасителя и сделал три эскиза картин из жизни Имп. Александра и, по случаю празднования столетия со дня его рождения: «Государь у водопада в Таммерфорсе, в Финляндии»; «Государь в собрании дворянства и купечества г. Москвы» и «Кончина императора в Таганроге». Подлинные дела комиссии по построению в Москве храма Христа Спасителя; «Сборник матер. для истории Импер. Академии Художеств». СПб. 1866; Отчеты Импер. Академии Художеств за 1861/2—1876/7 гг.)

Читать дальше

HELP