Родился в Рославле в небогатой мещанской семье. Когда в городе открылось железнодорожное училище, он стал его учеником. По завершении курса для получения свидетельства об окончании училища выпускник должен был прослужить 2 года на одной из железных дорог и предоставить в училище одобрительный отзыв о своей службе. В 1878 году Захарий начал трудиться техником при главных мастерских Орловско-Витебской железной дороги, где, по его собственным словам, «занимался съемкой с натуры и черчением паровозов, вагонов, станков и машин, составлением рабочих чертежей и проектированием деталей некоторых станков». В 1887 г. он параллельно работал в Рославльском училище, заведовал практикой учащихся.
В этом же году Захарий Рокачевский круто меняет свою жизнь. У молодого человека были незаурядные способности к рисованию. Его дядя Афанасий Ефимович Рокачевский закончил Академию художеств и имел звание академика живописи. Неудивительно, что и Захарию тоже хотелось стать профессиональным художником. Ему на помощь пришел председатель правления общества Орловско-Витебской дороги, состоявший также попечителем Рославльского железнодорожного училища Николай Александрович Гернгросс. На его средства Захарий Рокачевский был отправлен на учебу в Санкт-Петербургскую Академию художеств.
За годы учебы был дважды удостоен академических наград, получил малую и большую серебряные медали за рисунки и живопись с натуры. Кроме этого он работал под руководством известного педагога П.Л. Чистякова.
В 1895 г., закончив академию, получил звание неклассного художника III класса и переехал в Томск, где поступил на службу в Управление по постройке Средне - Сибирской железной дороги. Он занимался вычерчиванием и проектированием разного рода железнодорожных сооружений, но занятий живописью не прекращал, несколько раз принимал участие в томских художественных выставках. В 1897-98 гг. по поручению Управления исполнил несколько рисунков значительных мостов и видов по Средне - Сибирской железной дороге для парижской выставки 1898 года.
После сдачи дороги в эксплуатацию Рокачевский перешел в технический отдел новых работ, где состоял в должности старшего техника, занимался проектированием гражданских сооружений и составлением проектов расположения путей и зданий на станциях дороги.
С 1900 года Захарий Алексеевич состоял на службе в Томском технологическом институте в должности преподавателя рисования. За заслуги перед Отечеством в 1907 году награжден большой золотой медалью для ношения на шее «За усердие».
После революции Декретом Совнаркома в 1918 г. был произведен в профессора. На пенсию вышел в 1923 году и после этого уехал на постоянное жительство в Ленинград, где и прожил остаток жизни.
Сейчас в Рославльском музее собраны документы Захария Алексеевича, фотоархив, академические рисунки, а также живописные работы, написанные акварелью и маслом. В зале земляков посетители могут увидеть несколько живописных произведений художника, автопортрет, сочинский пейзаж, вид в окрестностях Средне - Сибирской железной дороги и работу «Цыганка».
(автор статьи - Н. Корниенко, «Рославльская Правда», 2004 г., № 88, стр. 3)