Регистрация
#неделя японского искусства
  Японское искусство: тематическая неделя в Артхиве
Августа Степановна Капустина
Россия 1863−1941
Подписаться0             
Подписаться0             
Биография и информация
 

Биография этой известной томской художницы, внесшей значительный вклад в становление художественной жизни города, развитии искусства в городе, до сих пор не поддается восстановлению. Это можно отнести к одному из парадоксов истории русской культуры вообще. Августа Капустина была связана родственными узами с известнейшими людьми в русской науке. Во-первых, она была родной сестрой профессором Томского университета Ф. Я. Капустиным, племянником Д. И. Менделеева. Между тем до сих пор не удалось нигде найти каких-либо воспоминаний о ней, или даже в связи с детскими годами А. Попова, потому что подобные воспоминания просто не публиковались. Поэтому история жизни и творчества художницы удалось восстановить очень схематично на основе архивных источников, газетных публикаций, в основном сибирских, каталогов выставок с ее участием.

Родилась Августа Степановна 15 октября 1863 года (старый стиль) в с. Турьинские рудники Верхотурского уезда — крупном населенном пункте Пермской области (ныне Краснотурьинск Екатеринбургской обл.), где ее отец служил священником. Как сказано в одном из документов, представленных ею в АХ., она «принадлежит по рождению к званию потомственного почетного гражданина». В комплекте открыток «А.С. Попов», издательство «Планета», Москва, 1984 г. опубликована зарисовка дома, сделанная Августой Капустиной. Семья была многодетной. У Августы, которая была 4 ребенком, было два брата и 4 сестры. Рисовать, видимо начала очень рано, потому что уже с 17 лет посещает Академию художеств в Петербурге в качестве вольнослушательницы. В Петербурге в это время жили ее старшие братья. Рафаил печатался в «Биржевых ведомостях», был редактором и единственным сотрудником журнала «Мирской вестник», работал и в некрасовском «Современнике». Александр заканчивал Петербургский университет. В январе 1881 года за рисунок переведена в фигурный класс, в 1884 заканчивает полный научный курс, в августе 1886 Капустина переведена в последний — натурный класс (РГИА Ф. 189. Оп. 11. Д. 128. Л. 12 об.). Далее учится с перерывами до 1890 года. В эти годы выходит замуж за друга и соратника своего брата, физика Федора Капустина. В годы учебы будущая художница проявила одаренность и усердие и в 1890 году за работу, выполненную в этюдном классе, удостоилась малой серебряной медалью. Учебу прервала в связи с назначением мужа в Томск. В 1890 же году получила звание неклассного художника исторической живописи, по собственной просьбе, в связи с тем, что не могла продолжать учебу далее. Известно, однако, что она обращалась в 1894 году в АХ с просьбой разрешить ей посещать мастерскую одного из профессоров вольнослушательницей, т.к. у нее появилась возможность провести учебный год в Петербурге. C 1890 по 1909 годы Августа Степановна жила в Томске, где стала заметным в культурной истории города человеком. Она сразу же включилась в работу прогрессивной интеллигенции города по организации художественного просвещения сибиряков и, в частности, организации художественного образования, которое в ту пору в Сибири невозможно было получить. В здании женской прогимназии на Александровской улице (не сохранилось) в 1890 году открылись

бесплатные классы технического и ремесленного рисования для девочек, которыми стала руководить Августа Капустина. Особенно оживилась деятельность этих классов, когда Августа Степановна решилась ввести по воскресеньям работу с натуры. Число учащихся стали прибывать с каждым воскресением. Капустина вела эти классы четыре года. Одна из первых она открыла собственную художественную студию. В настоящее время ни срок существования студии, ни количество учеников восстановить не удалось. Однако из различных источников известно, что в ее студии постигали первые азы мастерства известные в последующем художники В. Оржешко, Н. Смолин и Н. Сухова, И. Аронова, участвовавшие позднее в художественной жизни города.

Не оставила она в Томске и профессиональную работу. Причем одна из томских художников владела различной техникой: работала маслом, пастелью, А. С. Капустина за работой. акварелью. Разнообразны были ее работы и в жанровом отношении, в томский период она создавала пейзажи, жанровые композиции, натюрморты. В 1903 году Капустина, едва ли не единственная, показала свою работу на небывалой еще в в Томске, да и в Сибири выставке, которую устроили петербургские художники.

Огромным вкладом А. С. Капустиной в развитии Томска, как культурной столицы, стала ее активнейшая работа по организации в городе Общества любителей художеств. По признанию ее коллег-художников вся нагрузка в основном легла тогда на плечи двух женщин и, пожалуй, крупнейших на тот период томских художников — Л. П. Базановой и А. С. Капустиной. Началось все в 1908 году с грандиозного замысла — устраивать в городе ежегодные художественные выставки, подобного не было ни в одном сибирском городе. Для осуществления намеченного понадобились, по выражению газеты «Сибирская жизнь», «огромные усилия и настойчивость со стороны искренне преданных делу томских художников». Два месяца художницы упорно добивались от городской управы разрешения провести выставку в Гоголевском доме — лучшем по их мнению помещении в центре, отвечающем требованиям к экспонированию произведений живописи. Выставка состоялась в Рождественские дни 1908 года. Шесть художников: Лидия Базанова, Августа Капустина, Вильгельм Лукин.

Захарий Рокачевский, Михаил Щеглов, Николай Ткаченко и четыре их ученика выставили 350 произведений, выполненные в разные годы, поэтому в экспозиции было много крупных законченных полотен, и она приятно удивила зрителя разнообразием жанров и тем, что половина работ была посвящена Сибири.

На Первой периодической выставке томских художников Капустина показала 47 работ. Она предстала тогда крупнейшим мастером жанровой картины в томской художественной среде. Достаточно перечислить названия работ, показанных на Первой периодической выставке томских художников, чтобы понять, что изображение семейного быта — одна из любимых ее тем: «Семейный портрет», «Постройка из кубиков», «С куклой», «В кабинете», «За пасьянсом», «Спящий ребенок». «За книгой». «Молитва». «На качели»" на палубе". В семье Капустиных было несколько детей. Понятно, что художнице хватало натурных впечатлений для работы. Произведения не сохранились, за исключением одного, только одно из

них мы смогли увидеть на фотографии из частной коллекции. Оно свидетельствует о мастерском владении композицией. Известный томский архитектор Т. Фишель в обзоре выставки назвал ее картины «очищающими… нравственную атмосферу». Сильное впечатление произвели ее работы на юных зрителей — гимназистов Н. Котова и М. Черемных (в будущем известных художников): «Подолгу и задумчиво простаивали мы и около тонко написанного жанра „Оборванная струна“ художницы Капустиной». Включилась Августа Степановна в Сибири и в разработку сибирской темы, о чем говорят такие названия экспонируемых ею работ: «Шишкование», «Бродяга-корзинщик», «Переселенка», хотя этим

работам, другой критик А. Адрианов отказал в «жизненности» в лицах и ясности авторской мысли. Неоднократно летом художница, выезжала работать на натуре в Горный Алтай, откуда привозила изображения алтайцев и природы, например: «Манжерокский порог», «Церковь в Манжероке», «На Катуни», «Маральник», «Ясачная девчонка» и другие. В Томске она с увлечением писала портрет алтайского шамана Мампыя, выступавшего тогда с камланием. Великолепную профессиональную подготовку, знания и прогрессивный взгляд на искусство

проявила она в отзывах в томской печати на персональные выставки других художников. Так, например, в

большой статье 3−4 номеров «Томского театрала» за 1906 год, познакомившись с очередной выставкой весьма плодовитого томского живописца В. Д. Вучичевича., она предостерегала его от заводского" метода работы, т. е. бесконечного повторения в угоду публике отработанных мотивов. Тонко подметив достоинства отдельных работ, советовала Вучичевичу, с чем нельзя не согласиться, зная его картины, «работать многого и искренне с натуры», глубже прочувствовать характерность сибирской природы и больше внимания уделять передаче настроения. С восторгом приветствовала она в 1909 году талантливого импрессиониста А. Никулина, прекрасно образованного художника, педагога, привезшего свои работы из Барнаула на выставку в Томск. Его свежую смелую живопись, наполненную светом и цветом, она назвала «хорошим лекарством» для томичей «против банальности и безвкусия».

После отъезда из Томска в 1909 году, она долго не порывала связи со своими единомышленниками, в частности помогла организовать участие большой группы томских художников в I Всероссийском съезде. Художница прожила долгую жизнь. К сожалению, данными о петербургском, ленинградском периоде ее творчества мы не располагаем. Не смогли мы получить сведений об этом ни от ее потомков, ни из архива литературы и искусства Санкт- Петербурга. Возможно, какие-то новые данные появятся, когда будет опубликован том биобиблиографического словаря «Художники России» на букву «П», куда составители намереваются включить информацию о художнице.

(автор статьи — И. П. Тюрина, отчет Клуба краеведов «Старый Томск» за 2004 г.)

Каталог произведений, хранящихся в Томском областном художественном музее

1. ЗА КНИГОЙ. 1900-е

Б., акв. 20,2×19,7. Справа внизу: А. Капустина Томскъ

Пост. из ТОКМ в 1982

Выставки: I периодическая. Томск, 1908−1909. № 81; Художники Томска. Томск, 1966; Памяти И. Е. Репина.

Томск, 1994. С. 16; Дамский мир. Томск, 1994.

Литература: Каталог ТОХМ.С. 121 («Портрет женщины»).

Г-864

2. НАТУРЩИК

Холст, масло. 67×87

Из ТОКМ в 1982, куда пост. до 1933

Каталоги музеев: Каталог ТОХМ. Томск, 1993. С. 69.

Ж — 670

3. ПОРТРЕТ ПРОФЕССОРА Ф.Я. КАПУСТИНА. Этюд

Холст, масло. 38,2×52,5

Пост. от Е.Г. Кьяндской-Поповой (Ленинград) в1982, ранее у Ф. Н. Королькова (Ленинград) — внука Ф.Я. и

А.С. Капустиных

Выставки: Памяти И. Е. Репина. Томск, 1994. С. 10; Томск художественный. Томск, 1999. С. 18.

Каталоги музеев: Каталог ТОХМ. Томск, 1993. С. 71.

Ж-437

Капустин Федор Яковлевич (1856−1936) — профессор по кафедре физики Томского университета 1889−1909.

Основоположник ряда научных направлений в области физики в Сибири, в частности рентгенологии,

метеорологии и сейсмологии. Племянник Д. И. Менделеева, университетский товарищ А. С. Попова. Муж

художницы. Член-учредитель ТОЛХ.

4. СКАЗИТЕЛЬНИЦА. Этюд

Холст, масло. 35,5×26

Пост. из ТОКМ в 1982, кудапост.изсобр. Е.Г. Мако-Тюменцевой (Томск) в 1955

Выставки: Художники Томска. Томск, 1966; Дореволюционный сибирский портрет. Иркутск, 1987 ?;

Памяти И. Е. Репина. Томск, 1994. С. 10; Томск художественный. Томск, 1999. С. 18. 51 (воспр.).

Литература: Муратов П. Д. Воспр. среди репродукций без нумерации; Сибирский портрет XVIII — начала

XX века в собраниях Иркутска, Красноярска, Кяхты, Новосибирска, Томска, Тюмени, Читы. СПб., 1994. С.

163.Воспр. № 87.

Каталоги музеев: Каталог ТОХМ. Томск, 1993. С. 70 (воспр)

Ж-60

5. ТОМСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ. Этюд

Холст, масло. 30×3 5,5

Пост. от Е.Г. Кьяндской-Поповой (Ленинград) в 1982, ранее у Ф. Н. Королькова — внука Ф.Я. и А.С.

Капустиных

Выставки: Памяти И. Е. Репина. Томск, 1994. С. 10; Томск художественный. Томск, 1999. С. 51 (воспр.).

Каталоги музеев: Каталог ТОХМ. Томск, 1993. С. 71.

Ж — 437

6. ЦВЕТЫ

Б., пастель. 40,8×32,5

Пост. из ТОКМ в 1982, куда пост. до 1923

Выставки: Памяти И. Е. Репина. Томск, 1994. С. 16; Дамский мир. Томск, 1994.

Литература: Каталог ТОХМ.С. 121.

.Г-863

Кроме того, в архиве ТОХМ есть 2 фотографии с академических работ художницы.

Читать дальше

HELP