Регистрация
Тематическая неделя • 24-30 июля
Айвазовскому - 200 лет
15 статей  •  2 теста
Василий Иванович Демут-Малиновский
Василий Иванович Демут-Малиновский
Василий
 Иванович Демут-Малиновский
Россия 1779−1846
Подписаться0             
Подписаться0             
Биография и информация
 

Уроженец С.-Петербурга, из семьи резчика по дереву. Учился в ИАХ (1785−1800) у профессора М. И. Козловского. За барельеф «Ангел выводит апостола Петра из темноты» (1799) получил золотую медаль 2-й степени. За исполненные вместе с другими художниками барельефы к памятнику Петру I работы Б.-К. Растрелли был удостоен золотой медали 1-й степени. Получил 1-ю премию на конкурсе проектов надгробного памятника скульптору М. И. Козловскому (1803). Пенсионер ИАХ в Италии (1803−1806), где пользовался советами А. Кановы. За эскиз статуи «Илья Пророк» получил звание академика (1807). Участвовал в декоративном оформлении Казанского собора (статуя «Андрей Первозванный») и Горного института (скульптурная группа «Похищение Прозерпины Плутоном», барельефные фризы). Исполнил фигуры кариатид для «Кабинета-фонарика» Павловского дворца (1808). Преподавал в ИАХ (с 1808 г.), удостоен звания профессора за статую «Русский Сцевола» (1813), заслуженный профессор (1833), ректор ИАХ по скульптуре (1836). Совместно с С. С. Пименовым принимал участие в скульптурном оформлении Адмиралтейства (1812−1814), оформлял скульптурой арку Генерального штаба. Автор надгробных памятников Е. И. Барышниковой и А. Н. Воронихину (1814). Плодотворно работал в искусстве монументально-декоративной пластики. Для ансамбля Елагинского дворца в Петербурге создал декоративную скульптуру Овального зала и столовой (1820−1821). При украшении Михайловского дворца выполнил фриз между колоннами портика, состоящий из 44 отдельных рельефов, а также большую скульптурную группу на аттике со стороны Михайловского сада; оформил парадную лестницу замка. Принимал участие в оформлении здания Публичной библиотеки: исполнил статую Минервы над фронтоном, фигуры Демосфена, Гиппократа, Эвклида и скульптурный фриз. Создал статуи Терпсихоры и Эрато для здания Александрийского театра. Участвовал в создании лепных украшений для интерьеров Зимнего дворца, в оформлении Нарвских триумфальных ворот и здания А. Х. Автор памятников Екатерине II в с. Троицком-Кайнарджи (1833−1834), И. Сусанину в Костроме (1838−1846).

Родился в Петербурге 2 (13) марта 1779 в семье украинца Василия Демута, который служил при Адмиралтействе «резного дела мастером». Учился в петербургской Академии художеств (1785−1800) у М. И. Козловского. Выиграв конкурс, исполнил надгробие своего учителя (мрамор, 1802, ныне в некрополе Александро-Невской лавры) с горельефом атлетического Гения смерти. Живя в качестве академического «пенсионера» в Риме (1803−1807), пользовался советами А.Кановы.

Вернувшись в Петербург (1807), в том же году получил звание академика. С той поры деятельно участвовал в скульптурном убранстве целого ряда значительных новых зданий северной столицы — Горного института (группа Похищение Прозерпины Плутоном и барельефы, 1809−1811), Казанского собора (статуя апостола Андрея Первозванного, 1811), Адмиралтейства (персонификации Европы, Азии, Енисея и Лены, 1812−1815; уничтожены при поновлении здания в 1860), Академии художеств (горельеф Архитектура в интерьере, 1819), Михайловского дворца (ныне Русский музей; барельефы между колоннами и 2 фронтона, 1823−1825), арки Главного штаба на Дворцовой площади (колесница Победы, аллегории Славы и другие фигуры; совместно с С. С. Пименовым; 1827−1829), Зимнего дворца (декор Траурного (Кавалергардского) и некоторых других залов, 1827−1830, 1838−1840), Публичной библиотеки (статуи Минервы, Геродота и Демосфена, 1830−1831), Сената и Синода (8 фигур гениев, 1832−1833) и других построек. Строго-классицистические произведения мастера (выполненные, как правило, из пудожского камня, бронзы или меди) великолепно вписываются в архитектурные пропорции и ритмы, усиливая их риторическое величие.

К числу характерных его произведений также принадлежат: фигура Русский Сцевола (крестьянин, который, согласно легенде, отсек себе руку после того, как наполеоновские солдаты поставили на нее клеймо; гипс, 1813, Русский музей), портретный бюст А. В. Суворова (гипс, 1814, Музей Академии художеств, Петербург), надгробный монумент М. Барклая-де-Толли в его бывшем поместье Йыгевесте близ городка Тырва в Эстонии (бронза, мрамор, 1821−1823), памятник И. О. Сусанину в Костроме (1841−1843). По его модели исполнен и памятник равноапостольному князю Владимиру, установленный в Киеве уже после кончины скульптора, в 1853. Преподавал в Академии художеств в 1808—1837, был ректором отделения скульптуры (с 1836). Умер Демут-Малиновский в Петербурге 16 (28) июля 1846.

Читать дальше

HELP