войти
опубликовать

Ян
Бот

Нидерланды • 1618−1652

Первоначально обучался живописи у отца, в дальнейшем у Авраама Блумарта. С 1638 по 1641 год жил в Утрехте, где стал видным членом гильдии художников. Его виды на горы и лесистые окрестности Рима, наполненные золотым солнечным светом и оживленные фигурами итальянских крестьян, свидетельствуют о влиянии Клода Лоррена и Питера ван Лаера, которых он встретил в Риме. По возвращении в Утрехт после смерти своего брата в 1642 году, он оставил производство жанровых и целенаправленных произведений, а на фотографиях итальянские пейзажи купались в теплом золотистом свете.

Ян Бот работал в сотрудничестве со своим братом (вплоть до его смерти в 1641). Как и Андриес, он учился в мастерской Блумарта, который, однако, не оказал на него заметного влияния. В 1635-1641 он живет в Риме, затем возвращается в Утрехт. Ян Бот считается одним из лучших мастеров итальянизирующего пейзажа, но подлинный расцвет его таланта начинается только по возвращении на родину. Фигуры на его пейзажах исполнены в том же жанре "бамбоччанти", в котором работали его брат и Питер ван Лар. Его идеальные и спокойные виды гор и лесов достигают иногда огромных размеров и погружены в феерическую атмосферу солнечного сияния, освещающего и преображающего всю природу. В этом можно видеть влияние Сваневелта и Клода Лоррена, с искусством которого живопись Бота связывали уже Зандрарт и Хоубракен. Достаточно трудно проследить эволюцию его творчества, поскольку художник практически никогда не датировал своих картин. Один из его излюбленных мотивов - это группа деревьев на краю дороги, написанная в контражуре. Его стиль развивается в сторону более детализованного и более живого изображения листвы и ветвей; художник стремится передать всю прозрачность атмосферы. Ян Бот оказал большое влияние на Виллема де Хейсха, одного из лучших его последователей, а также на Берхема и Пейнакера. Шедевром Яна Бота является огромная и поэтичная картина "Пейзаж с рисовальщиками" (Амстердам, Гос. музей).

Перейти к биографии