К 1568 г. Карел ван Мандер состоял в подмастерьях у гентского художника и поэта Лукаса де Хеере. В 1570 г. он вернулся в родной город Мейлебеке и посвятил себя драматургии и поэзии.
В 1573 г. Мандер предпринял путешествие в Италию и побывал во Флоренции. В Терни Мандер получил заказ на фреску на тему варфоломеевской ночи в память об умершем в 1572 г. Гаспаре де Колиньи. Эта фреска из палаццо Спадо частично сохранилась до настоящего времени. В Риме Мандер познакомился и подружился с Бартоломеусом Шпрангером.
В 1577 г. Мандер работал в Базеле, позднее переехал в Кремс и далее в Вену, где вместе с Хансом Монтом работал над триумфальной аркой по случаю прибытия в город кайзера Рудольфа II в июле 1577 г.
Известный нидерландский живописец, создатель исторических и религиозных композиций, жанровых и декоративных картин в духе маньерuзма.
Писатель и теоретик искусства. Автор обширного труда «Книга о художниках» (1604 г.), историко-географических сочинений «Новый свет, и Описание Вест-Индии» и «Основание, разрушение и вторичное возрождение Амстердама», пьес и текстов духовных песнопений, переводов произведений античной литературы.
Нидерландского живописца, поэта и теоретика искусства Карела ван Мандера часто называли «северным Вазари». Этого почетного титула он был удостоен за «Книгу о художниках» (впервые издана в 1604 в Алкмаре) - шеститомный труд, писавшийся в течение 20-ти лет и ставший главным делом его жизни. Это про изведение до сих пор считается одним из важнейших источников при изучении истории культуры Нидерландов XV-XVI вв.
В Карле ван Мандере соединилось несколько дарований: живописца, поэта, ученого и переводчика. Но наибольший авторитет у современников он завоевал своей начитанносстью и эрудицией в области теории искусства и литературы, Анонимный биограф Мандера (предположительно, что им был его младший брат Адам) утверждал: « ... немного блыо среди голландских художников равных по разносторонности познаний и образования». Что же касается его собственнного творчества, то оно не отличалось особой оригинальностью, ни глубиной и скорее являлось частью общего потока художественной жизни Нидерландов второй половины XVIв.
Родился будущий художник в мае 1548 г. в деревне Мёлеебеке, расположенной между городами Куртре и Брюгге. Он происходил из старинного дворянского рода, и многие его предки еще в XIII в. занимали в стране высокие духовные должности. Отец его, Корнелис ван Мандер, был старшиной и сборщиком податей в деревне Розенбеке, а также гражданином и областным советником города Куртре. Он слыл человеком почтенным и состоятельным: имел собственный дом, земли и хутора, которые сдавал в ареНдУ, владел ленными поместьями в Брюгге, полученными в приданое за своей женой Иоганной ван дер Беке. От этого брака у него были три сына и дочь.
Карел - второй ребенок в семье - с детских лет выделялся среди сверстников умом, живостью характера, восприиимчивостью и особой изобретательностью по части проказ. Однажды, когда служанки выбелили дом, он нарисовал на едва просохших стенах углем и разноцветной охрой карикатурные портреты их возлюбленных, да еще и подписал имеена. Девушки пожаловались хозяину - так Корнелис узнал о живописном таланте сына. А вскоре у Карела появилось еще одно увлечение - сочинение стихов. Теперь забавные рисунки, которые он делал в школе на бумаге, а дома - поопрежнему на стенах, неизменно. сопровождались веселыми куплетами.
Заметив литературные наклонности сына, родители оттдали его в латинскую школу в Тильте, где он показал хороошие успехи в изучении грамматики и синтаксиса. Затем Каарел воспитывлсяя у учителя-француза в Генте под присмотром своего дяди Франсуа ван Мандера. Наконец, для завершеения художественного образования юноша был отдан в учение сначала к искусному живописцу того времени Лукасу де Хееру (Хере), а в 1568-1569 гг. - к не менее известному мастеру Питеру Влерику.
Вернувшись домой, Карел стал заниматься театральными представлениями, для которых сочинял стихотворные пьесы и делал декорации. Особый успех имела его пьеса «Потоп». для ее оформления он написал на большом парусе, протянутом поперек сцены, вздымавшиеся волны, по которым носился ковчег и плавало множество мертвых тел. Чтобы достичь большего сходства с истинными событиями, Карел пустил на сцену сверху потоки воды, имитировавшие сильный дождь. Представление оказало сильное впечатление на зрителей - многие из них плакали.
Затем он написал и поставил большие исторические пьесы «Навуходоносор» и «Посещение царицей Савской премудрого царя Соломона» (в последнем,участвовало до 60 человек), а также сценки из жизни крестьян, посмотреть которые приходили жители со всех окрестных деревень. Вскоре молодой драматург получил в округе довольно громкую известность, которая еще больше возросла после его побед в стихотворных состязаниях.
Не менее успешно проявлял себя Мандер и как живопиисец, исполняя религиозные и исторические картины для церквей, городских ратуш и частных собраний. Заказчики были довольны, но сам художник считал, что для совершенствования своего мастерства ему необходимо изучить искуссство итальянских мастеров. И в 1575 г. он отправился в Рим. Здесь в течение трех лет Мандер вращался в кругу учеников своего известного земляка, Бартоломео Спрангера - придворного живописца папы Пия V и австрийских Габсбургов. От него он унаследовал основы входившего в то время в моду маньеризма.
Характерные для этого направления заападноевропейского искусства удаление от природы, неестественность форм и образов, чрезмерные изгибы человеческого тела и вычурная красочность изображений нашли отражение во многих работах художника, выполненных в Италии (росписях сцен из Варфоломеевской ночи в городе Терни; пейзажах и фресках во дворцах кардиналов; эскизах украшений).
В 1577 г. Мандер отправился в Австрию. В Вене совместно со Спрангером он участвовал в оформлении триумфальной арки по случаю приезда в город императора Рудольфа. Работа молодого художника понравилась, и ему даже предложили остаться на императорской службе, но звание придворного живописца его не прельстило и вскоре он вернулся домой.
С 1580 г. начался самый плодотворный период в творческой жизни Мандера. Он пишет обнаженные фигуры Адама и Евы, картину «Потоп», создает надгробную композицию для Франсуа ван Мандера. Происходят изменения и в личной жизни художника. Увлекшись красивой 18-летней деревенской девушкой, Карел женится на ней и переезжает в Куртре. Здесь он выполняет заказ на алтарную картину с двумя створками. Но в 1582 г. в связи с эпидемией чумы Мандер вместе с женой и новорожденным сыном Питером вынужден был переехать в Брюгге, а затем в Харлем.
В 1583 обосновался в Харлеме, основав там (вместе с Х.Гольциусом и К.Корнелисом) Академию искусства. Писал маньеристические пейзажи, жанры и аллегорико-мифологические картины (Сад любви, 1602, Эрмитаж, Петербург).
В 1604 переехал в Амстердам.
В Голландии художник, получивший к тому времени большую известность, много работает гризайлью. Он пишет картины на религиозные, исторические и бытовые сюжеты. Mander, Carel van) (1548-1606), Отдавая в этот период явное предпочтение живописи, Мандер все же не забывал и о литературе. Более того, он решил соединить их в одном произведении. Так возник замысел «Книги О художниках», над которой Мандер работал с 1583 по 1603 г. Свой труд он адресовал художественной молодежи, которую хотел познакомить с творчеством вьщаающихся мастеров прошлого и современников. Подчеркивая важность этой работы, в предисловии к книге художник писал о том, что «положил немало трудов и времени в честь и к удовольствию искусства живописи и всех его благородных представителей, а также в поучение и увеселение молодежи живописцев».
За пространным введением ("Основы благородного свободного искусства живописи") здесь следует обширный свод жизнеописаний известных античных, итальянских, нидерландских и немецких художников — беспрецедентный (в том что касается Нидерландов и Германии) по своей обстоятельности и широте охвата. Последними идут глава с комментариями к Метаморфозам Овидия (как популярному источнику художественных сюжетов и символов) и обзор античной иконографии. Свод биографий, который обычно переиздается в виде отдельной книги (как было и с русским его переводом), до сих пор служит бесценным источником сведений о Я. ван Эйке, П.Брейгеле Старшем и других мастерах. Во введении, написанном в "форме поучительного стихотворения для юношества", наиболее интересны практические рецепты.
Наибольший интерес представляют биографии художников. Будучи в силу свой профессии человеком, посвященным в «кухню» живописи, Мандер выступает здесь подлинным летописцем художественнной жизни, собравшим и изложившим в занимательной форме огромный фактографический материал. Он опирается на труды своих предшественников, в том числе и Дж. Вазари, использует письма и документы, а также собственные воспоминания от встреч с героями книги и впечатления от их произведений.
Благодаря его любви к описанию бытовых подробностей и прекрасной зрительной памяти книга содержит немало прекрасных штрихов, воссоздающих колорит эпохИ, в которую жили эти мастера. Характеризуя творчество художников, Мандер старался избегать сравнений, считая, что «безрассудно выказывать кому-либо из них пренебрежение, или же, наконец, возвышать одного в ущерб другому». И все же избежать субъективной оценки, основанной на собственной эстетической позиции, ему не удалось. Поэтому он нередко восхищался чисто внешней виртуозностью, «методами» живописи, не имеющими ничего общего с подлинным искусством.
Такая неоправданно высокая оценка звучит, к примеру, в рассказе об «удивительном мастерстве» нидерландца Корнелиса Кетеля, умевшего писать картины не только кистью, но и руками, и ногами. В некоторых биографиях существует немало пробелов, наблюдается смещение дат, легенды и предания выдаются за истину.
Все это лишь свидетельство того, что книга Мандера - не бесстрастная летопись, а живой и увлекательный рассказ очевидца и участника событий, человека со своими симпатиями и антипатиями.
«Книга О художниках» была написана на голландском языке и впервые напечатана в 1604 г. В 1764 г. она была переведена на ново голландский и с тех пор выдержала много изданий.
Заканчивая свой труд, Карел ван Мандер писал: «Пора снова взяться за кисти и посмотреть, не удастся ли и мне самому создать что-нибудь порядочное».
К сожалению, надежда художника не оправдалась - шедевров в его наследии так и не оказалось. Но он сумел умно и талантливо рассказать о творчестве более замечательных живописцев.
А еще - воспитать достойную смену в лице своего выдающегося ученика Франса Халса, а также собственного сына Питера ван Мандера и внука Мандера III - художников, внесших довольно значительный вклад в искусство Дании, ставшей для них второй родиной.
Умер Мандер в Амстердаме 2 сентября 1606.