войти
опубликовать

Михаил
Михайлович Герасимов

Россия • родился в 1938

Советский и российский художник-график, педагог, профессор Института имени Репина, Заслуженный художник Российской Федерации, член Союза художников России. Декан факультета повышения квалификации преподавателей, декан факультета графики, руководитель персональной мастерской станковой графики СПбГАИЖСА имени И. Е. Репина. Представитель советской реалистической школы.
Родился 1 ноября 1938 года в г. Ленинграде. Отец — Михаил Иванович Герасимов (1910—1942 гг.), командир роты сапёрных войск НКВД, погиб на фронте под Ржевом. Мать — Нина Антоновна Герасимова (Бройко) (1912—1985 гг.), кандидат технических наук Ленинградского политехнического института им. М. И. Калинина, работала сотрудником лаборатории Ленинградского Института телевидения. Сестра — Вера Михайловна Виноградова (Герасимова) (1937—2008 гг.), кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Ботанического института имени В. Л. Комарова РАН. До войны семья проживала в Ленинграде. С ноября 1941 по 1944 гг. Михаил находился с матерью и сестрой в эвакуации в Удмуртии, где фактически с 3-х лет начал рисовать с необычайным упорством и увлеченностью. Из эвакуации вернулись в Ленинград, в прежнюю коммунальную квартиру на улице Герцена, 46. Благодаря заботам матери, всеми силами старавшейся развить способности сына, юный художник посещает занятия в кружке ИЗО Октябрьского Дома пионера и школьника на Мойке, 122 (Дворец великого князя Алексея Александровича), а затем в Ленинградском Дворце пионеров им. А. А. Жданова (Аничков дворец), где первыми преподавателями Михаила стали такие известные педагоги, как Е. В. Тихомирова и С. Д. Левин. С первого по четвёртый классы Михаил учился в средней школе № 225, которая тогда находилась в известном Доме Мятлевых на Исаакиевской площади. По рекомендации С. Д. Левина он был направлен для получения художественного образования в Ленинградскую среднюю художественную школу при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. В 1950 году Михаил был принят в Ленинградскую среднюю художественную школу. Преподаватели общеобразовательных предметов: А. Ф. Подлясская (русский язык и литература), Б. В. Фишман (географ), П. С. Никитин (физик), А. И. Ключанов (химик), Е. С. Ключанова (математика), Н. И. Андрецов (директор школы), И. И. Андреев (завуч по искусству). Педагоги по искусству: Л. С. Шолохов, В. Н. Китайгородская, В. В. Лебедев, В. И. Сенчуков, М. Г. Козелл, и М. Я. Перепёлкина (выпускница мастерской Б. В. Иогансона). Она оказала огромное влияние на всех своих учеников. Привить ученикам «объёмно-пространственное мышление» и научить общему смотрению — вот, что было главным в её методике обучения. Не менее важным она считала необходимость освоения общей культуры, помимо приобретения профессиональных навыков. По её инициативе был создан Теневой театр, и силами учащихся старших и младших классов были осуществлены постановки сказки П. Ершова «Конёк-Горбунок» и небольшой репризы — «СХШатики на практике в Юкках». За постановку «Конька-Горбунка» Герасимов М.М. был награждён Дипломом Лауреата второго фестиваля ленинградской молодежи в 1957 году. Ленинградскую среднюю художественную школу Михаил закончил в 1957 году с Золотой медалью. Друзья: Ярослав Лаврентьев, Владимир Павлов, Сергей Трофименков, Вадим Кочубеев, Виктор Петров, Владимир Бохан, Валерий Пискунов, Дмитрий Фридлянд, Лев Баранов, Владимир Дубровский, Глеб Райков, Михаил Герасимов. Стараниями матери сохранились многочисленные детские и юношеские рисунки художника, акварели и работы маслом, свидетельствующие о его высокой одаренности. Они ярко отражают жизнь того времени, наполнены живым чувством и настроением. 1957—1963 годах — годы обучения в Ленинградском Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, факультет графики. Педагоги: проф. М. А. Таранов (декан факультета и руководитель мастерской книжной графики), доцент Г. З. Левин (композиция и шрифт), В. Юсипенко , М. Г. Платунов, Пен Варлен, А. Д. Романычев, В. В. Смирнов, В. А. Ветрогонский, проф. Н. С. Механик (преподаватель пластической анатомии). Друзья (сокурсники): М. Майофис, Г. Романов, Т. Хазиахметов, В. Авраменко, В.Захаров, А. Бухаров, А. Альбинский, П. Алексеев. 1963 г. — дипломная работа — серия офортов «Братская ГЭС». Присвоена квалификация «художник-график». Аспирантура (1963—1966 гг.) Преподавательская деятельность (1966—2008 гг.) С 1966 г. жизнь и творчество М. М. Герасимова были тесно связаны с институтом, с его преподавательским составом, в который входили известные деятели культуры и искусства Ленинграда. В их числе такие выдающиеся мастера, как В. М. Орешников, .А. А. Мыльников, Е. Е. Моисеенко, М. К. Аникушин, Ю. М. Непринцев, Б. С. Угаров, М. М. Девятов, известные искусствоведы: И. А. Бартенев, А. Л. Каганович, В. Н. Батажкова, С. В. Коровкевич, Р. И. Власова, И. Г. Романычева, В. И. Раздольская, Н. С. Кутейникова. С 1967 г. — руководитель летних художественных производственных практик студентов института в России и за рубежом: Франция, Польша, Венгрия, Чехословакия. В 1970-м г. на выставке, посвященной 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, М. М. Герасимов был принят в члены Союза художников России. В экспозиции были представлены четыре листа (офорт) из серии «Подводники». С 1970 по 1974 гг. были созданы серии «Спорт» и «Металлурги ЧМЗ». Серия рисунков и акварелей «Фабрика им. Веры Слуцкой». С ноября 1974 г. по июнь 1975 г. находился в Италии в качестве «стажера итальянского правительства». По возвращении художником была сделана отчетная выставка (более 70-ти рисунков и акварелей) в «Мраморном зале» ленинградской Академии художеств, получившая высокую оценку Учёного Совета института, вызвавшая большой интерес студентов и преподавателей. С 1976 г. избран членом партийного бюро института, с 1977 по 1979 г. секретарем партийного бюро. В эти же годы состоялись поездки на творческую дачу в Солнечногорске, а также на Академическую дачу под Вышним Волочком под руководством И. М. Пентешина, вместе с художниками и искусствоведами, где М. М. Герасимовым также было выполнено значительное количество творческих работ. В 1982 г. присвоено звание доцента. Как известный художник и опытный профессионал М. М. Герасимов неоднократно выполнял обязанность Председателя ГАК (ВАК) по защите дипломов в ВУЗах искусства и художественных училищ СССР: Москва (Московский художественный институт имени В. И. Сурикова), Ленинград (ЛВХПУ им. В. И. Мухиной), Краснотурьинск, Якутск, Владивосток, Ярославль, Томск, Саранск. Был избран в состав бюро секции графики двух созывов, делегатом республиканских съездов художников России, а также находился в составе группы художников, работавших на творческих базах в Сенеже, Старой Ладоге, в международной группе художников под руководством Д. Б. Боровского, приглашенных на пленэр в Краснодарский край. Там, на Кубани, М. М. Герасимовым были созданы графические серии портретов, пейзажей, жанровых сцен, вызвавшие большой зрительский интерес. Его работы находятся в галерее станицы Привольная. В 1994 г. присвоено звание профессора. С 1988 г. по 2002 г. совмещал преподавательскую деятельность на факультете графики с обязанностями декана факультета повышения квалификации преподавателей. В 1998 г. был приглашен в Южную Корею на преподавательскую работу в Университет г. Тэгу, где успешно работал в течение двух лет, активно участвуя в выставках работ преподавателей и студентов. С 2002 г. по 2005 г. — декан факультета графики и руководитель персональной мастерской станковой графики (по 2008 г.). В 2008 г. целиком перешел на творческую работу. С 2012 г. является членом объединения «Полиреализм» и постоянным участником традиционных выставок этого коллектива. «Тонкий рисовальщик», «лирик-живописец» — так характеризуют М. М. Герасимова его современники и соратники по искусству. Художник бесконечно увлечен натурой, как поэтически нежной в женских образах, трогательной — в детских, правдивой — в мужских, так и убедительной в пейзаже, натюрморте и в характерах представителей мира животных. Диапазон передачи образов безграничен. Богата также и техника выполнения — это офорты, литографии, рисунки. Одна из наиболее любимых художником, так называемая, «смешанная техника», когда используется одновременно акварель, гуашь, пастель, уголь, темпера. В этой манере выполнены работы из серий, посвященных Петербургу, балету, сказочным сюжетам и др. Большое количество работ, созданных за многие годы, выполнены маслом — это портреты, жанровые сцены, пейзажи, натюрморты. В своём творчестве М. М. Герасимов особое место уделяет сюжетам, связанным с темой балета, воспевая красоту и грацию танцовщиц, удивительную живописность и уникальность в пространственном построении сцен, а также передачу сценических образов и подготовку к ним героинь. Многие картины этого жанра высоко оценены на международных аукционах. Однако, картину «Антракт», создававшуюся в течение многих лет и имевшую огромный вспомогательный материал в виде натурных рисунков, решено было оставить в России. Она экспонировалась с разрешения автора только в 2019 году в Санкт-Петербургском Союзе художников и в настоящее время находится на экспозиции в музее фотографии имени Карла Буллы. М. М. Герасимов является участником более 50-ти выставок в России и за рубежом. Его произведения находятся в коллекциях многих музеев нашей страны, Художественного фонда СССР, Министерства культуры Российской Федерации (Москва), Государственного Русского музея, Государственного музея истории Санкт-Петербурга, Музея Российской академии художеств, Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, Музея Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова, Музея истории милиции, Областного художественного музея на Литейном, Пикалевского краеведческого музея, а также в частных коллекциях России, США, Франции, Италии, Греции, Англии, Бельгии, Японии, Израиля, Южной Кореи, Китая и др. стран.

Перейти к биографии