Регистрация
Павел Павлович Веселов
Павел Павлович Веселов
Павел
 Павлович Веселов
Россия 1926−1994
Подписаться0             
Подписаться0             
Биография и информация
 

Родился в Ленинграде в 1926 году. В 1953 году окончил факультет декоративно — монументальной скульптуры Ленинградского высшего художественно — промышленного училища. Учился Дипломная работа в училище — трехфигурная композиция «Олени», гипс, (2,7 м) — модель для ленинградского зоосада. Анималист, С 1956 года стал заниматься керамикой (фаянс, фарфор, шамот, каменная масса, терракота, полуфаянс.

С 1963 года П. П. Веселов работал на Ленинградском фарфоровом заводе. Создавал образцы для тиражирования.

Участвовал в отечественных и международных выставках. На международной выставке керамики в Остенде в 1959 году экспонировалась серия его работ — ансамбль из пяти скульптур «Жирафы»,

Имя скульптора-анималиста Павла Павловича Веселова малоизвестно за пределами Ломоносовского фарфорового завода (ЛФЗ), несмотря на то, что фарфоровая скульптура тиражируется по его моделям уже около сорока лет.

П. П. Веселов родился в 1926 году в Ленинграде, учился в ЛВХПУ им. В. И. Мухиной на факультете монументально-декоративной скульптуры в 1945—1953 годах у В. И. Ингала и В. Л. Симонова. Уже во время обучения решил посвятить себя работе в анималистическом жанре, работал преимущественно в скульптуре малых форм

Дипломная работа Веселова — модель трехфнгурной композиции «Олени» для Ленинградского зоопарка. Появление дипломной работы анималистического жанра было в 1952 году исключительно редким случаем. Только благодаря счастливой случайности — присуждению в тот год В. А. Ватагину Государственной премии СССР за группу анималистических произведений — Веселову позволили работу над темой. Вначале Веселов работал в монументально-декоративной скульптуре, с 1956 года занялся керамикой. Именно в керамике сосредоточились в 1950-х поиски нового декоративного стиля. В области декоративно-монументальной скульптуры выполнил следующие скульптуры: Аллегории «Осень», 5 м.; «Просвещение», 1, 4 м. (бетон, 1953−54, Сочи, Морской вокзал), Солдат (цемент, 1955, Музей истории Ленинграда), Черная пантера (гранит, 1967) выполнил ряд парковых скульптур и фонтанов.

Важным событием в жизни Веселова стало участие в Международной выставке керамики в Остенде (Бельгия) в 1959 году. Группа из трех стилизованных «Жирафов» получила серебряную медаль, уступив золото Пабло Пикассо. Фотография с его композиции была помещена в каталоге.

В 1960 году по просьбе директора ЛФЗ Веселов сделал уменьшенное повторение остендских «Жирафов»; после этого было выполнено еще несколько моделей для тиражирования на договорной основе, и с 1963 года скульптор постоянно работал на заводе вплоть до своей смерти в 1994 году. Параллельно им был исполнен ряд работ в керамике и в области монументально-декоративного искусства.

Первой работой Веселова на ЛФЗ были «Жираф стоящий», «Жираф пьющий» и «Жираф наклонившийся», которые являются, как упоминалось выше, уменьшенным повторением керамических жирафов, экспонировавшихся в Остенде. Они сильно отличаются от остальных работ скульптора в фарфоре.

Уже на примере «Жирафов» 1960 года можно говорить о характерной особенности творчества Веселова — часто одновременно возникают два-три варианта решения образа животного, поскольку один вариант редко исчерпывает для него сущность зверя или птицы. «Животное для анималиста интересно как подвижное существо, как живая, выразительная индивидуальность», — писал В. А. Ватагин. Давая животное в разных позах, скульптор словно оживляет его, позволяет полнее ощутить его пластику, характер, повадку.

За исключением упомянутых «Жирафов» и выполненных к Олимпиаде-80 сувенирных «Олимпийских мишек большого и малого», стилизованных в соответствии с графическим изображением талисмана игр, все остальные статуэтки выполнены в реалистическом ключе.

Скульптуры Веселова, как правило, лишены постамента, вычленяющего ее из окружающего пространства, что облегчает ее «вживание» в интерьер. Возможны два варианта решения скульптуры без постамента — с массивным, утяжеленным или с ажурным низом, когда статуэтка касается опоры лишь несколькими точками.

Среди скульптур Веселова особое место занимают звериные малыши, и в каждом конкретном случае найден индивидуальный эмоциональный настрой.

Большинство композиций Веселова имеют массивное, широкое основание, как, например: «Жираф с поднятой головой» (1961). Объем туловища здесь служит как бы постаментом для шеи. Расписан этот «Жираф» иначе, чем «Жирафы» 1960 года: контраст белого и коричневого смягчен бежевым, покрывающим почти всю фигуру.

Роспись анималистической скульптуры на ЛФЗ начиная с середины 1950-х выполняется обычно в технике подглазурной росписи. При этом на необожженное произведение кистью или пульверизатором наносятся растворы солей металлов, затем следуют глазуровка и обжиг. Краска при этом меняет цвет и сплавляется с глазурью, слегка оплывая по границе пятна. Поверхность скульптуры при подглазурной росписи блестящая, при надглазурной — матовая. Цвета, как правило, неяркие, преобладают коричневые, оранжевые и серые оттенки.

Автором росписи скульптур Веселова во всех изданиях называют В. М. Жбанова, однако Веселов автором росписи считал себя, так как он расписывал гипсовую модель, а Жбанов на ее основании подготавливал образец росписи для тиражирования и подбирал керамические краски.

В жилом интерьере периода 1960−1980-х было не так много места для экспонирования скульптуры малых форм, что могло быть причиной появления уплощенных «однофасадных» композиций, рассчитанных на восприятие с одной стороны, в качестве примеров можно привести «Газель» (1964). «Оленя лежащего» (1966), «Афганских борзых» (1985). Как крайний случай «однофасадного» решения следует упомянуть появившуюся в 1976—1977 годах серию из десяти декоративных «Рыб». Главные средства выразительности этих больших, но сильно уплощенных «Рыб» — силуэт и роспись.

Сравнительно мало среди скульптур Веселова работ, рассчитанных на круговой обход,

с развитой пространственной композицией. «Жираф лежащий» (1961) — это, пожалуй, самый удачный и эффектный из жирафов Веселова. Словно балерина, склонило животное

голову к копыту, не касаясь, однако, его. Каждый из ракурсов придает новый оттенок восприятию движения. Просвет под упругой изогнутой шеей придает композиции легкость. Округлые дуги очерчивают силуэт, замыкают композицию.

В фарфоре очень выгодно смотрятся кошачьи хищники, обладающие пластичными, текучими формами. В. А. Ватагин, Б.(И.)Я. Воробьев, Т. С. Кучкина и И. И. Ризнич в разное время создавали образы диких и домашних кошек; несколько скульптур выполнил и Веселов. В 1962 году на Международной выставке керамики в Праге за скульптуру «Гепарды» П. П. Веселов получил серебряную медаль.

«Леопард» 1969 года — одна из лучших работ скульптора в фарфоре. Это довольно крупная скульптура, рассчитанная на круговой обход. При профильном положении головы ярче всего проявляется динамика. В целом леопард предстает не как грозный хищник, а скорее, как домашняя кошка, играющая с хвостом. К сожалению, впечатление портит роспись, сильно огрубленная для производства.

Выполненная в 1990 году скульптурная группа «Близнецы» («Оленята») рассчитана на необычную точку восприятия — сверху. Группа не имеет позема, олененок поменьше тесно прижался к более крупному брату.

В отдельную группу можно выделить фарфоровых птиц Веселова, он любил наблюдать за ними, в молодости даже мечтал стать орнитологом. Его маленькие птицы, такие, как «Крапивнички № 1 и 2», «Горихвостка», «Пуночки № 1 и 2» и другие, имеют обтекаемые каплевидные тела, к которым плотно прижаты крылья. Остроконечные выступающие детали — концы крыльев, клюв и хвост — являются зрительными «зацепками» на округлом абрисе фигуры. Роспись соответствует естественной окраске птиц.

Птицы большого размера имеют сложную рельефную обработку поверхности, образованную, как правило, углублениями, в качестве примеров можно привести «Куропаток № 1 и 2», похожих на сосновые шишки, «Казарку» и «Байкальских уток № 1 и 2″. Тонкие птичьи лапки невозможно выполнить в фарфоре, только у „Зарянки“ (1973), тиражировавшейся под именем „Малиновки“, они переданы росписью и маленьким выступом на полусферическом основании статуэтки. Обычно лапки обозначены округлым выступом, этот прием родствен глиняной игрушке. Опушенные мощные лапы „Полярной куропатки“ (1971) — единственный пример, когда они играют роль реальной опоры и выполнены как самостоятельные объемы, третья точка опоры — хвост.

В „Куличке“ 1974 года — одной из любимых работ скульптора — ясно вычленены отдельные объемы туловища, головы, голеней. Веселову удалось передать нескладность птенца. „Куличок“ имеет сложную красивую роспись; сероватые и теплые коричневые плавно перетекают в серо-голубые, очертания пятен соответствуют границам объемов.

Одно время Веселов увлекался коллекционированием яиц, в связи, с чем часто наблюдал птиц на кладке. „Они подпускают очень близко, на несколько шагов, только зрачок от страха увеличивается“, — рассказывал скульптор. В связи с этим увлечением появились „Чибис“ (1982) и „Первенец“ (птенец между яиц) 1983 года.

К „птичьей“ теме может быть отнесена и скульптура „Горностаи“ (1971). Хищный зверек весь напряжен, что-то обеспокоило его, и он застыл на секунду, резко повернув голову назад, но, не выпуская из зубов украденного яйца.

В 1994 году Веселова попросили сделать несколько птиц на постаментах, но скульптору показалось скучным механически добавлять к фигуркам подножия, и он делает „Колибри на цветке“ и серию многофигурных композиций:"Чайка с птенцом» (зеркально повторяет «Чайку» 1973 года), «Крапивнички на траве», «Куропатка с птенцами» (раскрашенный гипс). Интересна композиция «Ласточкино гнездо» (раскрашенный гипс) — она должна крепиться на стену.

Миниатюрных скульптур у Веселова сравнительно немного, они имеют некоторые особенности, связанные с условиями их восприятия — на близком расстоянии, в руке. Их отличают цельность силуэта и при обобщенной лепке основных объемов тонкая проработка мелких деталей.

Первой по времени миниатюрой был маленький забавный «Мышонок» (1961), тиражировавшийся в 1990-е в год Мыши; особо «урожайным» на маленькие фигурки был 1964 год, когда появились два варианта «Бурундучка» и парные «Белочка» и «Белочка северная». Эти статуэтки отличают динамичность и изысканность силуэта.

Красив «Олень лежащий» 1966 года, чуть повернутая вправо голова на слегка изогнутой шее смягчает симметрию позы отдыхающего копытного с подогнутыми ногами, небольшие веточки рогов оживляют силуэт.

В 1985 году Веселову предложили изготовить солонки и перечницы в виде скульптур. По его словам, заказ затруднений не вызвал, так появилась серия приборов для специй «Забава» из шести медвежат, держащих горшочки с дырочками.

Еще один заказ на столовый прибор, на этот раз на подставку для яиц, был выполнен в 1992 году. Это два медвежонка, сидящие лицом друг к другу и тянущие каждый к себе яйцо.

Медведи не раз встречаются среди работ Веселова. кроме названных, можно вспомнить еще «Первый грибок» (1971), повторяющий скульптуру из камня, и миниатюрного «Мишутку» 1994 года, удивительно тонко пролепленного. Такой тонкой проработки не было у скульптур более раннего времени. Как и группа «Близнецы», он рассчитан на восприятие преимущественно сверху.

В середине 1980-х в Россию приходит мода на китайский календарь, в связи с этим возникает спрос на маленькие фигурки талисманов года. Обычно за задание бралось сразу несколько скульпторов. Выполненный к году Тигра «Тигренок малый» (1986) почти полностью повторяет композицию «Леопарда малого» (1971). Сообразуясь с размерами статуэтки, скульптор дает здесь упрошенную раскраску короткими, чуть изогнутыми штрихами. «Дракончик» Веселова 1988 года (в виде Змея Горыныча), был отклонен, зато был принят комплект обезьянок «Задумчивая» и «Кричащая» (1992). В своих «Обезьянках» Веселое стремился передать два противоположных эмоциональных состояния — спокойное и возбужденное.

«Кричащая обезьянка» — чуть ли не единственный случай среди работ Веселова в фарфоре, когда животное выражает отрицательные эмоции, обычно животные спокойны.

В 1993 году художественный совет отклонил скульптуру «Петушка» Веселова. Принят был вариант Еропкиной, хотя вариант Веселова интереснее: в нем больше динамики — птица как бы балансирует на полусферической опоре, раскинув крылья и вытянув шею. Сначала предлагался вариант опоры в виде яйца, что создавало комичную ситуацию — петух на яйце. «Петух» Веселова тиражировался к Новому году в 2004-м.

Среди работ Веселова конца 1980-х-первой половины 1990-х выделяется группа собак, за исключением «Спаниельки» (1994), остальные достаточно большого размера.

Обзор произведений Веселова последних лет, в том числе неоконченных, позволяет говорить об активных творческих поисках в этот период. Так, появляются многофигурные композиции птиц с птенцами и гипсовая «Белая медведица с медвежатами», которых прежде, за исключением «Ласточек» 1960 года, не было. Появляются новые типы композиционных решений — настенный и рассчитанный на восприятие сверху («Близнецы», «Мишутка», гипсовая «Спящая кошка»).

Веселов в фарфоре скорее традиционалист, чем новатор; он быстро находит свой стиль, который мало изменился за три десятилетия.

Перечень его работ обширен и включает около 90 наименований. Почти все его работы выполнены реалистично, в меру обобщенно, в поздних работах прослеживается стремление к несколько большей детализации, Веселов считал, что «Фарфор деталь любит». Фактура скульптур, как правило, гладкая, неровности на поверхности чаще образованы врезками и насечками. С 1990 — старший консультант художественной лаборатории ЛФЗ.

Смерть Павла Павловича Веселова в 1994 году прервала развитие его творчества, но и то, что им было создано, позволяет говорить о нем как о значительном мастере, чьи работы во многом определяют лицо ленинградской фарфоровой пластики 1960−1990-х годов.

Читать дальше

HELP