войти
опубликовать

Кано Эйтоку

Япония • 1545−1590

Биография и информация

Кано Эйтоку является одним из крупнейших японских художников, основателем школы Кано в японской живописи в Период Адзути-Момояма. Многие его картины включены в число Национальных сокровищ Японии.

Кано Эйтоку работал по заказам полководцев Оды Нобунаги и Тоётоми Хидэёси. Разрисованные им большие зонты, раздвижные ширмы, настенная и потолочная живопись украшали принадлежавший Нобунаге замок Адзути и дворцы Хидэёси в Киото и Осаке. К сожалению, многие работы художника были повреждены и даже погибли во время волнений в Японии в Период Сэнгоку.

Крупнейший мастер знаменитой школы японской живописи Кано, основателями которой были известные японские художники конца XV- начала XVI века Кано Масанобу (1434-1530) и Кано Мотонобу (1476-1559).

В отличие от большинства живописцев того времени, основатели этой школы не были монахами и происходили из самурайского сословия. После Сюбона и его последователя Сётэна, они стали возглавлять «Академию живописи» Асикага, а их искусство в целом носило светский характер. Но необходимо уточнить, что бытующее в японском искусствознании понятие «школа Кано» может быть принято с большой долей условности. Это скорее своеобразная династия потомственных мастеров, не всегда имевших кровные родственные связи, служивших сначала при дворе сёгунов Асикага, затем военных диктаторов Ода Нобунага и Тоётоми Хидэёси, наконец у сёгунов Токугава. Для этой школы японской живописи характерно стремление к тщательной выписанности всех деталей, максимально точному воспроизведению натуры, хотя изображалась она чисто декоративно. У Кано Эйтоку, помимо эстетических признаков декоративных росписей в отличие от фудзоку-га («картин нравов и обычаев») и сан суй («пейзажа») важнейшую роль играли признаки функциональные – своеобразие назначения этого жанра в оформлениирезиденций правящей верхушки. Главная особенность существования искусства в период Момояма в отличие от предшествующих столетий – это тесная связь с общественной жизнью и государственной властью. Монохромная живопись периода Муромати создавалась главным образом в монастырях. Искусство Кано Эйтоку, будучи поставленным на службу новой власти – власти военных диктаторов и объединителей страны, было призвано эту власть возвеличивать, создавать визуальные символы мощи, силы и богатства. Принципиально новые задачи живописи стали очевидны с началом строительства укреплённых замков, служивших резиденциями правителей страны и наиболее могущественных феодальных князей – даймё. Кано Эйтоку был первым художником, который стал исполнять грандиозные заказы Ода Нобунага, а затем Тоётоми Хэдиёси на циклы росписей в их замках и дворцах. Его преемники и ученики продолжали после его смерти работать на сёгунов Токугава. Именно в этом аспекте на долю Эйтоку выпала историческая миссия создания настенных росписей Японии XVI века, и в которой была определённая закономерность. Уже в ранних работах художника, созданных до встречи с Ода Нобунага, можно заметить появление черт, позволивших впоследствии именно ему занять ведущее место в живописи Момояма и формировании стиля, характеризующую эту эпоху.

Сведения о жизни Эйтоку весьма скудные. Он родился в 1543 году и был сыном Кано Сёэй, представителя третьего поколения потомственных живописцев. Весьма важным для последующего развития таланта Эйтоку было то, что его первым наставником стал его дед Мотонобу, который умер, когда Эйтоку было уже шестнадцать лет. Именно Эйтоку, а не его отца, считал Мотонобу своим продолжателем и будущим главой школы Кано.

Из документально подтвержденных свидетельств о творчестве Эйтоку самым ранним является упоминание о его совместной работе с отцом Кано Сёэй над циклом росписей в только что построенном субхраме Дзюко-ин монастыря Дайтокудзи в Киото. Дзюко-ин был закончен в 1566 году как фамильный храм Миёси Нагаёси, представителя одной из влиятельных самурайских фамилий того времени. На основе новейших исследований можно утверждать, что из тридцати двух фусума, которые ранее приписывались кисти Эйтоку, им были исполнены лишь две серии росписей: «Пейзаж с цветами и птицами» и «Четыре благородных развлечения». Однако талант и возможности молодого художника (ему было всего лишь двадцать три года, когда он приступил к этой работе, законченной в течение трех последующих лет) уже тогда были столь обнадеживающими, что он, а не отец, расписывал самые обширные комнаты, в том числе центральную. Известно, что почти одновременно с этой работой Эйтоку выполнял еще один заказ на росписи фусума в приемных залах дворца семьи Коноэ, близкой императорскому двору. В двух документальных источниках упоминается, что в 1574 году Ода Нобунага подарил своему вассалу Уэсуги Кэнсину две пары ширм, расписанных Кано Эйтоку. Наконец, известно, что в 1576 году, когда был закончен невиданный по конструкции и масштабам замок на берегу озера Бива с колоссальной семиэтажной башней, все внутренние помещения было поручено украсить росписями Кано Эйтоку. Это был самый важный и ответственный момент в жизни художника, и работа над росписями в замке Адзути была временем формирования нового стиля декоративной росписи.