войти
опубликовать

Сергей Иосифович
Параджанов

Россия • 1924−1990

Биография и информация

Родился в г. Тбилиси. В 1951 окончил ВГИК (учился у И. Савченко). В Украине создал фильмы: «Наталия Ужвий», «Золотые руки», «Думка» (все – 1957), «Первый парень» (1958), «Украинская рапсодия» (1961), «Тени забытых предков» и др. Был арестован в 1973, освобожден – в 1977. Народный артист УССР с 1990. В 1993 в Киеве прошла выставка художественных произведений мастера.

Настоящие фамилия и имя - Параджанян Саркис.Родился 9 января 1924 года в Тбилиси.Окончил Всесоюзный государственный иститут кинематографии(1951,мастерская И.Савченко).

В 1949—1960 — режиссер Киевской киностудии имени А.Довженко, в 1960—1980 — к/ст «Арменфильм» и «Грузия-фильм».Был ассистентом режиссера в фильмах:"Третий удар","Тарас Шевченко","Максимка". Снял ряд документальных и научно-популярных фильмов: «Наталия Ужвий» (1957), «Думка» (1957), «Золотые руки» (1957), «Акоп Овнатанян», «Нико Пиросманишвили». Автор и соавтор сценариев, художник ряда спектаклей и фильмов.

В 1964 появился его первый шедевр «Тени забытых предков» (по одноименной повести М. Коцюбинского; премия за лучшую режиссуру и приз на кинофестивале в Мар-дель-Плато, Аргентина, 1965; Кубок I Фестиваля Фестивалей в Риме, Италия, 1965 и др. награды), принесший режиссеру всемирную славу. Режиссер-армянин создал кинематографический памятник гуцульской культуре. Поразительное проникновение в западноукраинскую этнографию здесь сочетается с самобытной поэтикой Параджанова. В картине доминирует изобразительное начало, причем особое место занимает новаторская работа с цветом, однако и мелодика гуцульской речи становится сильным выразительным средством. Для большинства эпизодов характерно стремительное внутрикадровое движение. Это самый экспрессивный фильм Параджанова. История о любви, смерти и верности исполнена мощной языческой витальности.

Всемирно прославившийся режиссер, тем не менее, оставался в вынужденном простое. Его работа над фильмом «Киевские фрески» была прервана.Автор сценариев ряда фильмов:"Интермеццо","Киевские фрески","Этюды о Врубеле", "Лебединое озеро.Зона" В 1967 Параджанова приглашают на Ереванскую киностудию, где он работает над фильмом «Цвет граната» («Саят-Нова») — картину о великом армянском поэте, речь в которой идет скорее о жизни духа, нежели о внешних событиях биографии. Здесь киноязык Параджанова значительно обновляется. «Цвет граната», подобно поэзии, изъясняется метафорами. Кадры обретают почти полную статику, отчего малейшее движение внутри них воспринимается как событийный взрыв. Предметы, представляющие подлинную историко-этнографическую ценность, работают наравне с актерами. Язык цвета обретает еще большее значение, хотя цветовая гамма становится более лаконичной. Каждый кадр содержит максимум смысловой информации, и считывание этого насыщенного содержания требует от зрителя немалой культуры.

В 1974—1977 Параджанов находился в заключении, куда этот «неудобный», конфликтный человек был отправлен по умело составленному обвинению. С просьбой об освобождении режиссера обратился к Л. И. Брежневу Луи Арагон, только после этого удалось вытащить Параджанова с зоны. После возвращения Параджанов работал на киностудии «Грузия-фильм», где совместно с Д. Абашидзе поставил «Легенду о Сурамской крепости» (1984). В основе картины — грузинское предание о юноше, замуровавшем себя в стены крепости. Язык нового шедевра Параджанова, развивая найденное в «Цвете граната», стал еще более изощренным.

В 1986 Параджанов снимает документальный фильм «Арабески на тему Пиросмани». В «Ашик-Керибе» (1988, по сказке М. Ю. Лермонтова) Параджанов подтвердил репутацию уникального матера, но фильм, в основном, повторял уже пройденное режиссером. После этого Параджанов занимался художественным коллажем, в искусстве которого не знал равных.

Ушел из жизни в Ереване, 20-го июля 1990 года, в начале работы над автобиографической картиной «Исповедь». Похоронен в Ереванском пантеоне.

В январе 1993 в Москве состоялась первая персональная посмертная выставка художественных работ Параджанова.В 1997 году в Киеве создан Фонд Сергея Параджанова и на территории Национальной киностудии им.А.Довженко Параджанову открыт памятник.1999 год- ЮНЕСКО объявило "Годом Параджанова".В Москве начинает работу театр "Параджановское фойе".Сергею Параджанову посвящены документальные фильмы:"Сергей Параджанов"(реж.Фотос Ламбринос,Греция),"Параджанов.Партитура Христа до-мажор"(реж.Ю.Ильенко),"Бобо"(реж.Н. Мкртчян,А.Азатян),"Сергей Параджанов"(реж.П.Казальс,Франция),"Кухня пристрастий"(реж.А.Добровольский),"Маэстро"(реж.А.Кайдановский), "Театр Параджанова"(реж.Е.Татарец),"Сергей Параджанов.Посещение"(реж.А.Серых),"Параджанов.Реквием"(реж.Р.Холлоуейя,США),"Я снимаю гениальный фильм"(реж.В.Луговской)."Параджанов:последний коллаж"(реж.Р.Геворкян),"Ночь в музее Параджанова"(реж.Роман Балаян) и другие.

Народный артист Украинской ССР (1990);Народный артист Армянской ССР(1990),

Лауреат Государственной премии Украинской ССР имени Т.Г.Шевченко (1991, посмертно).