• Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Ok
Войти   Зарегистрироваться
Андрей Иванович Сомов
Россия 1830−1909
Подписаться0             
Подписаться0             
Биография и информация
 

[15 (27).5.1830, Петербург, — 30.5 (12.6).1909, там же], русский искусствовед и музейный деятель. Отец К. А. Сомова. Почётный вольный общник петербургской АХ (с 1871). Редактор «Вестника изящных искусств», старший хранитель Эрмитажа (с 1886). Член-учредитель Общества русских аквафортистов. Автор ценных фактических сведениями каталогов картинной галереи петербургской АХ (т. 1—3, 1872—86), Эрмитажа (т. 1—3, 1889—1908), работ о К. П. Брюллове (1876), П. А. Федотове (1878) и художественно-критических статей.

Любитель искусства и писатель по его части; род. в 1830 г.; получил образование в СПб. ларинской гимназии и университете по физико-математическому факультету, в бытность гимназистом посещал классы СПб. рисовальной школы для приходящих, а затем учился рисованию и живописи у академика Будияна. По окончании университетского курса, в 1854 г., занимался преподаванием математики в частных домах и пансионе Г. Эмме, в 1855—59 гг. преподавал физику в Горном институте, а в 1858—59—в офицерских классах Морского кадетск. корпуса. В 1859—62 гг. печатал в «Журн. Мин. Пут. Сообщ.» свой перевод с итал. языка на русский классического сочинения Галилея: «Разговоры и доказательства относительно законов движения», снабженный предисловием и примечаниями (труд, оставшийся недопечатанным). Не чувствуя, однако, особенной любви к математике и предаваясь мало-помалу влечению к искусству, он вскоре бросил карьеру педагога и стал изучать историю художеств, интерес к которой усилили в нем многократные поездки в чужие края, где он имел возможность близко знакомиться с памятниками живописи и других отраслей искусства. С 1857 г. стал помещать статьи преимущественно художественно-исторического и художественно-критического содержания в разных повременных изданиях и состоял сотрудником в «СПб. Ведомостях» Очкина, Корша и Баймакова. В 1859 г. выпустил в свет описание картинной галереи Имп. Эрмитажа — первое доступное для публики руководство для обзора этой галереи. С 1863 по 1886 г. служил при Имп. академии наук управляющим канцелярией ее конференции, переводчиком Академии и помощником редактора академических «Записок». В 1871 г., за содействие к развитию в среде русских художников искусства гравирования a leau-forte и за издание руководства по этому предмету, был избран Академией худ. в ее почетн. вольн. общники. В 1872—74 гг., по поручению этой Академии, приводил в порядок ее картинную галерею и составил описательный каталог этой галереи (три части, СПб., 1872—86; первая часть доставила автору Уваровскую премию), в 1870-х г. помещал при отчетах Акад. худ. краткие биографии ее умерших членов, участвовал в нескольких комиссиях, назначавшихся при Академии по разным художественным вопросам, в 1878 г. был командирован в Париж на всемирную выставку в качестве комиссара русского художественного отдела и члена международного жюри. С 1878 г. состоит действ. членом имп. общества поощрения худож. и с 1880 г. бессменно заседает в комитете этого общества. В 1883—90 гг. редактировал журнал «Вестник изящн. искусств», издававшийся при Акад. худ., в 1883—89 гг. читал лекции истории изящн. искусств на СПб. высших женских курсах, в 1886 г. занял должность старшего хранителя Имп. Эрмитажа по отделению картин, гравюр и оригинальных рисунков и с того времени посвящает свою деятельность главным образом содержанию в порядке, пополнению и описанию вверенных ему коллекций. С 1891 г. состоит сотрудником в издании настоящего Словаря и редактирует в нем отдел изящных искусств. Важнейшим из трудов С. должен считаться подробный трехтомный каталог картинной галереи Эрмитажа, составленный согласно всем новейшим требованиям науки, по образцу лучших каталогов западно-европейских галерей (вышел в свет 1-м изданием на русск. языке в 1889—95 гг., на франц. в 1891—95). Из статей С., появившихся в периодических изданиях, наиболее значительные: «Карл Павлович Брюллов и его значение в русском искусстве» («Пчела», 1876 г.; отдельная брошюра, СПб., 1899), «Антуан Вирц, бельгийский живописец» («Свет», научно-художеств. журнал Н. Вагнера, 1877), «Павел Андреевич Федотов» («Пчела», 1878) и «Женщины-художницы» («Вестн. изящн. иск.», т. I). {Брокгауз} Сомов, Андрей Иванович (Andre Somof); род. 11 мая 1830; студент СПб. университета; учился рисованию в рисовальной школе Мин. финансов (ныне Школа Общ. Поощрения Художников), a гравированию y Т. Д. Дмитриева. Консерватор отдела картин в Имп. Эрмитаже; учредитель Общества аквафортистов в Петербурге; издатель журнала Вестник Изящных Искусств. — Его работы: 1. О. А. Петров; 4.3×2.9; 1-е отпеч. до подписи; во 2-х прибавлена строка нот и подпись: «А. Сомов 1881». 2. Головка собачки-крысоловки; на шее y нее ошейник с замочком: «А. Сомов». 6.6×4.9. — В альбоме: «Первые опыты русских аквафортистов 1871 г.», с цензурной пометой внизу, в лист. 3. Итальянский мальчик в большой круглой шляпе; он прислонился к стене каменного дома; справа видна церковь: «А. Сомов — 1874». 5.11×4.2. В Альбоме русск. акваф. 1873 г. 4. Швея (в профиль) вдевает нитку в иглу; на круглом столе перед нею лежат ножницы и другие принадлежности шитья. 5.11×4.2: «A. Somoff sc.». В том же Альбоме 1873 г. и в журнале «Свет» за 1878 г. № 6, под заглавием: «Нитка жизни». 5. «Naivete. — A. S». — 8.3×5.9. 6. Барыня с маской в руке: «А. Сомов. 1870». 6.2×5. 7. Грифонаж — четыре сюжета на одной доске: Господин, рассматривающий картину, две женские головки и голова лошади: «А. Сомов 1864 г. — Посвящается А. А. Лобановой». 6.9×5.11. 8. Две курицы клюют корм. 5.3×3.6. 9. Крестьянка прикрепляет букет цветов к образу. 8°. 10. Прачка с дочерью: «С. Troutowsky pinx. — A. Somoff ипс. 1875». 6.6×5. 11. Женская поясная фигура, с полуоткрытой грудью и с обручем на голове. В овале: «Пис. Дорси — Грав. А. Сомов. 1875». 6×4.6. 12. «Воть я те щелкну! R.L.». Нескромная картинка. 4.3×6.3. 13. Купальщица: «А. Сомов. 1881». 5.2×3.9. 14. Спящая красавица: «Соч. и Гр. А. Сомов. 1881». 8.11×6.6. 15. Пейзаж: влюбленная пара в лодке: «А. Сомов». 3.2×4.7. 16. Девушки, купающиеся в пруду: «A. Somoff inv. et del. 1870». 17. Купальщица, выжимающая воду из своих волос. «А. Сомов: 82». {Ровинский}

Читать дальше