войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Павел
Давыдович Эттингер

Россия • 1866−1948

Родился в Польше, образование получил в Германии и Латвии, а в Москве поступил на службу в банк. Что не помешало ему писать в газетах рецензии на художественные выставки, подписывая их псевдонимом "Любитель". Число изданий, где печатался заурядный, с точки зрения опытных бухгалтеров, банковский клерк, знавший, между прочим, двенадцать языков, быстро росло. Помимо московской прессы его статьи были и в петербургском "Мире искусства", и в лондонском "Студио", и в мюнхенском "Ди Кунст"... В 1911 году 45-летний Эттингер вышел на пенсию. Вот тогда-то и началась его настоящая жизнь - коллекционера и критика, обладавшего, по мнению одного из современников, "тонким вкусом, блестящим знанием материала и природным здравомыслием".

Как собиратель Эттингер начинал с пригласительных билетов, репродукций, афиш. Затем не без влияния Леонида Пастернака, с которым его связала более чем сорокалетняя дружба, заинтересовался графикой, рисунками и гравюрами. Большая часть работ в его коллекции - подарки художников, с которыми он был знаком и чье творчество поддерживал. Среди них - Добужинский, Сомов, Лансере, Коровин, Ватагин, Бакст, Богаевский, Нивинский, Митрохин, Купреянов, Семашкевич... Он щедро делился с людьми искусства информацией о художественной жизни Запада, которую получал от своих многочисленных корреспондентов, среди них, в частности, были Рильке и Шагал. Член всевозможных художественных обществ и союзов, он постоянно занимался устройством выставок, изданием альбомов и справочников.

Эттингер словно бы не заметил прихода нового режима. Разве что обмолвился в одном из писем, что "становится душно". В 30-е годы его могли уничтожить: директор Литературного музея Бонч-Бруевич просигнализировал в НКВД, что Эттингер мало того, что самовольно заявился в музей, когда там находились писатели из Латвии, так еще и говорил с ними на их родном языке! Вероятно, в зловещем ведомстве его принимали за одного из "небожителей" и на донос не обратили внимания.

Сам же Павел Давыдович считал себя человеком XVIII века, ибо в своей жизни написал с миллион писем: "И если из них отобрать десятка два, то это окажется лучшим, что мной было написано вообще". Кстати, в одном из писем он сформулировал и свое жизненное кредо: "...Я всегда забочусь о том, чтобы не краснеть перед самим собой, а остальное приложится".

Коллекция П.Д. Эттингера поступила в ГМИИ в 1949 году и состоит из более чем 12 тысяч произведений, которые находятся в почти во всех отделах музея, большею частью в отделе графики. Кроме того, 1934 году Эттингер передал в дар Государственному музею нового западного искусства свое собрание польского плаката конца XIX – первых десятилетий XX веков, часть которых также представлена на выставке.

"На вкусе и эрудиции Эттингера воспиталось не одно поколение" – писала московская художница Н.Я. Симонович-Ефимова в 1947 году в своем "литературном портрете" П.Д.Эттингера. Многие годы художественная жизнь Москвы была тесно связана с именем П.Д.Эттингера. Он неизменно появлялся на всех вернисажах выставок с 1916 по 1948 годы – доброжелательный, общительный, точно оценивающий увиденное.

Эттингер дружил со многими московскими коллекционерами, обменивался работами и с А. Сидоровым, и с И.Зильберштейном. Его коллекция (состоящая, главным образом, из подарков художников, коллекционеров, искусствоведов, хотя есть и сведения о покупках Эттингера) собиралась в течение всей жизни. Особенностью коллекции Эттингера является её разнообразие – русское, советское, европейское, восточное искусство представлено в ней гравюрами, рисунками, прикладной графикой, экслибрисами, пригласительными билетами, поздравлениями, издательскими марками, живописью, миниатюрами, медалями, изделиями из стекла и фарфора. Важную часть составляла библиотека, собранная за многие годы (с конца ХIХ века); ее материалами широко пользовались московские художники. Эттингера постоянно устраивал лекции-показы (в Студии Нивинского, в литографской мастерской), делал выставки на "своем" материале, показывал гравюры ленинградцев на московских выставках или в издательствах (по просьбе художников). П.Д. Эттингер был постоянным сотрудником всемирно известного словаря Тима и Беккера, где было помещено более 500 его статей, а в нашей стране постоянно печатались его обзоры европейских новинок в области изобразительного искусства и литературы, где часто встречались обширные заметки с инициалами Р.Е.; многие годы Эттингер сотрудничал с Большой Советской энциклопедией.

Коллекция гравюр и рисунков Эттингера состояла из работ русских и западноевропейских художников. Значительная часть листов – работы русских художников-эмигрантов, уехавших за пределы России: М.Ларионова, В.Масютина, И.Лебедева, В.Фалилеева, М.Шагала и других. В собрании советских гравюр представлено 180 художников из и около 4 тысяч их работ. Уровень художественного качества гравюры в собрании определялся именами крупнейших советских художников станковистов и иллюстраторов – В. Фаворского, А. Остроумовой-Лебедевой, Д. Митрохина, В. Конашевича, Н. Тырсы, В. Лебедева. Изучая коллекцию Эттингера, можно проследить историю развития русской гравюры почти за 50 лет: от работ начала века – М. Якунчиковой, А.Остроумовой-Лебедевой, Л.Бакста, М.Добужинского, В.Кандинского до гравюр художников 1940-х годов. Есть такие редкие работы, как ксилографии А. Дейнеки, исполненные им в студенческие годы, литографии Сергея Герасимова 1920-х годов, линогравюра А. Бакушинского, литография А. Рылова.

Собрание русских рисунков численно меньше собрания гравюр – 115 художников и более 1000 их работ, но оно отражает художественные симпатии собирателя. Это рисунки художников объединений "Мир искусства" (А. Бенуа, Е. Лансере, С. Чехонин, С. Ноаковский и др.), "Голубая роза" (В.Борисов-Мусатов), "13" (Т. Маврина, Н. Кузьмин, А. Даран), "ОСТ" (А. Гончаров, А. Дейнека, Н. Купреянов), "4 искусства" (В. Фаворский, И. Нивинский, В. Кравченко и др.), авангардисты (М. Ларионов, Н. Гончарова, К. Малевич, М. Шагал.

Среди гравюр европейских школ наиболее многочисленны и качественны листы французских художников ХIХ-ХХ веков – Г. Доре, О. Домье, А. Майоля, П. Боннара, М. Дени, А. Тулуз-Лотрека, А. Дерена, Пюви де Шаванна. Английская школа представлена такими художниками как Дж. Уистлер, Ф. Брэнгвин, Э. Крейг, У. Николсон, Т. Роуландсон, М. Перриш. Из немецкой графики в коллекции Эттингера присутствовало по одному-два листа К. Кольвиц, Г. Гросса, М. Либермана, Я. Торопа и др., что, конечно, не дает представления о творческом диапазоне этих мастеров и тем более о развитии гравюры в Германии. Остальные школы – чешская – М. Швабинский, испанская – Ф. Гойя, японская – Хиросиге – очень малочисленны (по одной-две гравюры). Всего иностранных гравюр в коллекции Эттингера было более 1400; вместе они представляют разнообразную картину развития искусства гравирования в странах Европы в первые десятилетия ХХ века.

Коллекция экслибрисов Эттингера насчитывает более 3000 знаков и включает прекрасные отдельные экземпляры и дает представление о развитии этой области искусства в России с первых лет ХХ века до 1948 года. Здесь встречаются редкие экземпляры работ В.Масютина, С. Юдовина, есть первый экслибрис А. Гончарова, много работ В. Фаворского, Н. Пискарева, М. Полякова. Среди множества книжных знаков в собрании Эттингера есть около 30, исполненных для него лично (Л. Пастернак, П. Павлинов, Н. Купреянов, М. Поляков и др.). В коллекции также представлены экслибрисы западноевропейских стран и Америки.

Отдельные работы из собрания Эттингера неоднократно участвовали в выставках музея, в том числе и зарубежных. Предлагаемая экспозиция не только представляет зрителю ряд значительных произведений зарубежной и отечественной графики, но впервые показывает уникальную коллекцию как целостное культурное явление.

Перейти к биографии