Учился в Артиллерийском училище в Петербурге (1822–1828), по окончании которого вышел в отставку. Вольнослушатель ИАХ (с 1830 г.). Считается основоположником анималистического жанра в России, работал в области монументальной и станковой пластики. Совместно с С. С. Пименовым и В. И. Демут-Малиновским участвовал в скульптурном оформлении арки Нарвских триумфальных ворот (1831–1833). Автор конных групп Аничкова моста (1833–1850) в С.-Петербурге, памятника И. А. Крылову (1855) в Летнем саду в С.‑Петербурге, памятника князю Владимиру в Киеве (1853, по модели В. И. Демут-Малиновского) и конной статуи памятника Николаю I на Исаакиевской площади в С.‑Петербурге (1856–1859, по проекту О. Монферрана). За бронзовую группу «Лошадь с водничим» получил звание академика (1838) и произведен в профессоры 2-й степени. Преподавал в ИАХ, профессор 1-й степени (1848), заслуженный профессор (1858), возглавлял литейную мастерскую ИАХ. Главный наблюдатель за преподаванием начертательных искусств в военно-учебных заведениях (1858–1863). Член ОПХ (1857), Академии Святого Луки в Риме (1852), Академии изящных искусств в Париже и Королевской АХ в Берлине.
С его смертью литейное мастерство при Академии было закрыто.
Родился в Петербурге 24 мая (5 июня) 1805 в семье генерал-майора К.Ф.Клодта, который был художником-любителем. Окончив Артиллерийское училище в Петербурге, в конце 1820-х годов вышел в отставку и посвятил себя искусству. Посещал классы Академии художеств (с 1829). Был профессором Академии (с 1838) и заведующим ее литейной мастерской. Получил известность прежде всего своими монументально-декоративными произведениями, решенными в канонах строгого академического классицизма. Популярными символами северной столицы стали исполненные по его эскизам четыре бронзовые группы укротителей коней для Аничкова моста (1833–1840). Отливки этих групп были позднее установлены в Петергофе, Стрельне, подмосковных Кузьминках, а также в Берлине и Неаполе. Величаво-патетичен созданный под его руководством (по модели В.И.Демут-Малиновского) памятник равноапостольному князю Владимиру в Киеве (1853). К этим произведениям близки по стилистике монумент Николаю I в Петербурге (совместно со скульпторами Р.К.Залеманом, Н.А.Рамазановым и др.; 1859), бронзовые рельефы для Исаакиевского собора (1844–1847) и Георгиевского зала Большого Кремлевского дворца (1846–1847). Напротив, в памятнике баснописцу И.А.Крылову в Летнем саду (1855) проступили черты более приватного и непринужденного («бидермейеровского») романтизма. Во многих своих монументально-декоративных работах Клодт выступал лишь как мастер бронзового литья, по сути высококлассный копиист. Авторское же начало, тонкое искусство лепки ярче всего проявились в его малоформатных, «кабинетных» композициях с лошадьми; их тиражные отливки с восковых моделей до сих пор пользуются большой популярностью среди коллекционеров. Исполнял также и модели для каслинского литья. Умер П.К.Клодт в своем имении на мызе Халала (Финляндия) 8 (20) ноября 1867.