Архитектор С.С. Кричинский родился 20 января 1894 года в имении Каскевичи Ошмянского уезда Виленской губернии в семье генерал-майора Самойлы Кричинского. Отец его рано умер от ран, полученных в боях. Мать Сусанна Давыдовна, урожденная Тольская, вышла второй раз замуж за полковника из рода Кричинских. С.С. Кричинский закончил курс обучения в Реальном училище в Вильно и поступил в Институт гражданских инженеров, в 1899 году работал в Управлении неокладных сборов, а позже в Управлении пограничной стражи в качестве главного архитектора.
В августе 1923 года на Волковском кладбище, около могилы писателя Г.И. Успенского, был похоронен архитектор Кричинский Степан Самойлович. Он умер 9 августа после тяжелой болезки (сахарный диабет, ранее неизлечимый) в квартире №4 дома №44-Б по Каменноостровскому проспекту в Петрограде. Дом этот был им спроектирован в 1913 году. Это жилой дом с хорошо выполненными элементами фасада, имеет большую лоджию над центральной аркой. На пятом этаже в левом крыле располагалась квартира №4, где жил С.С. Кричинский с женой Марией Глебовной, дочерью писателя Г.И. Успенского и двумя сыновьями: Глебом (1904 г.р.) и Борисом (1905 г.р.) и дочерью Ириной.
Последние годы перед смертью С.С. Кричинский возглавлял Архитектурно-строительное управление губернского отдела коммунального хозяйства в Петрограде. Одновременно профессор С.С. Кричинский вел преподавательскую работу на архитектурном факультете Института гражданских инженеров. Работая в 1920-1921 гг. В техническом отделе Народного Комиссариата иностранных дел, он провел реставрацию зданий немецкого и шведского посольств и создал план восстановления и реконструкции Буддийского храма.
Ко времени проведения этих работ Кричинский был весьма известным архитектором в Петрограде. На углу Полтавской и Миргородской улиц стояла спроектированная им церковь во имя Федоровской иконы Божьей Матери в память о трехсотлетии династии Романовых. Она была построена в стиле ростовских церквей XVII века. В основу церкви был поставлен параллелепипед, он имел три аспиды. Внутренняя отделка и роспись были выполнены в новгородском стиле. Стены облицованы светло-серым камнем. Среди художников, работавших по отделке камнем фасадов, был Ваулин. Древо Романовых, помещенное на фасадах церкви, выполнили по рисункам Чехонина. Предполагалось создать площадь около церкви и установить на ней памятник Александру Невскому. Однако, поскольку в здании церкви имеется много железобетонных прочных конструкций, после ее закрытия в ней разместили молочный завод. Сейчас, после остановки переработки молока, в здании закрепились несколько капиталистических организаций, которые не собираются покидать здание церкви.
В 1906 году в Шуваловском парке в Парголово для графина Воронцовой-Дашковой было построено здание конного двора из кирпича, отделанного диким камнем по проекту архитектора Кричинского. Позже там же был построен дворец, напоминающий Павловский дворец. Это здание в неоклассическом стиле с колоннами и шатровым перекрытием из железобетона использовалось с 1925 года как дом отдыха для работников пищевой промышленности. К 1917 году С.С. Кричинский был известен как архитектор, работавший в неоклассическом стиле, в стиле «модерн», в новом русском стиле.
В стиле «модерн» им построено здание в Гатчине на улице Чехова, 4-а. Это дом художника Щербова. Один зал в этом здании используется для исполнения музыкальных произведений.
В Сябреницах Чудовского уезда Новгородской губернии было построено здание Хорового дома (на снимке) для крестьян на деньги, собранные Шаляпиным, Короленко и другими.
Здание перестроено после снятия дымоходов и вентиляционных каналов в 1999 году. Единственный человек в Чудове, кто в 1999 году поехал в АОЗТ «Репродуктор-Коммунар» и сказал о том, что это здание ломать нельзя, была директор школы искусств И.В. Прокофьева. Сейчас окна здания Хорового дома заложены кирпичом на две трети, крыша выровнена.
В 1910 году у жены статского советника был куплен участок земли на перекрестке Кронверкского проспекта и Углового переулка на Петроградской стороне под строительство Соборной мечети. Авторами проекта были архитектор А. Гоген, Н. Васильев и С. Кричинский. В отделке мечети впервые был применен гранит.
С. Кричинский ездил в Бухару и Самарканд, где изучал конструкцию мечетей и мавзолеев перед проектированием мечети в Петербурге. Сейчас мечеть действует. В историко-краеведческом музее г. Пушкин, возможно, хранятся список чертежи для мечети, сделанные Кричинским, хотя бы в виде копий, поскольку внучка архитектора, Елена Борисовна Кричинская, передавала их туда.
На улице Красного Курсанта, 34 стоит дом постройки 1915 года с внутренней церковью. Это здание спроектировано С.С. Кричинским в стиле «модерн». За эту церковь, находящуюся внутри дома, и за проект церкви Палестинского общества в декабре 1916 года С.С. Кричинский подготавливал документы к присвоению ему звания императорского архитектора. К 1909 году был построен двухэтажный корпус здания, в котором разместился институт экспериментальной ветеринарии. Это здание у Московских ворот спроектировал С.С. Кричинский.
Около тридцати проектов зданий, сделанных С.С. Кричинским, удостоены различных премий.
В 1918-1920 гг. С. Кричинский жил то в Краснодаре, то в Петербурге, а то в Геленджике. Он преподавал архитектуру в Кубанском политехническом институте и был деканом архитектурного факультета. Им выполнены проекты зданий политехнических институтов в Иркутске и Краснодаре, а также мечети в Вильнюсе, ряда театров и больниц. Память об архитекторе-труженике будет жить среди его потомков.
(Чудовский информационный портал, П. Новиков)