Регистрация
Валентин Захарович Пурыгин
Россия 1926−2002
Подписаться0             
Подписаться0             
Биография и информация
 

Родился в селе Осиновка Саратовской области в семье крестьянина, в 1931 году семья переехала в Самару. Первые уроки рисунка и живописи он получил в студии старых самарских художников Г. П. Подбельского и П. А. Краснова. С 1939 года по 1944 он учился в Московской средней художественной школе, в 1950 году окончил Московский художественный институт им. В. И. Сурикова, где работал в мастерской известного советского художника Г. Г. Ряжского.

В Самару (тогда Куйбышев) Пурыгин вернулся в 1951 году. Вместе с Г. В. Филатовым, И. Е. Комиссаровым, А. А. Кулаковским, Ю. И. Филипповым и другими молодыми художниками он с энтузиазмом исследовал характерные мотивы Волги, Заволжья, Жигулей, но не меньшее место в их деятельности в этот период заняла тема преобразования природы, строительства новой жизни — нового города, вторгающегося своими пригородами в пространство «естественной» природы.

В 60-е годы Пурыгин увлекается французскими постимпрессионистами, пуантилизмом Сера и Синьяка, делал это, чтобы «поднять цвет», ищет новой живописной экспрессии (пейзажи Гурзуфа и Судака).

Творчество Пурыгина, нашедшего свою, неповторимую стезю, стало заметным явлением на областных, зональных, республиканских выставках. В 1971—1972 годах в Куйбышеве и Москве состоялись персональные выставки художника. Но далее в судьбе Пурыгина намечаются, казалось бы, принципиальные изменения: в 1973 году он делает попытку оставить родную самарскую «почву», переезжает в Подмосковье (Загорск), а затем и в Москву. Однако и тогда его жизнь как бы раздваивается между Москвой и Куйбышевом, с которым художник был нерасторжимо связан. И в 1979 году он окончательно возвращается на волжские берега.

В творчестве его происходят существенные, качественные перемены — на первый план выходит тема бунта «дикой», «естественной» природы против цивилизации. Художник выводит на свои полотна череду пестрых, гротесковых персонажей языческого пантеона, персонифицирующих природные силы, — это бог Ярила, лешие, русалки … Параллельно усиливается тема безумия цивилизации, грядущего Армагеддона. Разгневанная Волга вступает в город, знакомые самарские реалии на глазах зрителя погружаются на дно. Все более на первый план выходят раздумья о глобальной судьбе мира, обуреваемого Злом.

В 1991 году в Самарском художественном музее и через два года в Москве, в Доме художника состоялись персональные выставки Пурыгина, получившие большой общественный резонанс.

Казалось бы, впереди — новые творческие перспективы… Но внутренний барометр Мастера продолжал показывать «бурю». Последнее десятилетие его жизни характеризует ситуация предельного драматизма, все мировые разломы продолжают проходить через его душу, конечный результат — катаклизм. Художник скончался 29 октября 2002 года.

Творческое наследие Мастера, представляющее собой одну из ярчайших культурных ценностей Самары, не утрачивающее своей значимости и на фоне всего российского искусства ХХ века, ждет своего дальнейшего изучения.

Читать дальше

HELP